В понедельник, 28 апреля Приморский краевой суд огласил приговор шестерым жителям края, обвиняемым по резонансному делу «приморских партизан». Трое из них, по решению присяжных, отправятся за решетку до конца своих дней. Присяжные единодушно признали участников банды виновными в целом ряде разбойных нападений, краж, угонах автомобилей, покушении на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Помимо этого, члены группировки признаны виновными в нескольких убийствах.
Рассмотрение дела длилось полтора года, а на сбор доказательств следствие еще больше – два года, проведя свыше сотни экспертиз. На момент передачи в суд в деле насчитывалось 50 томов.
Самый «скромный» приговор – 8 лет и 2 месяца
Пятеро из шести обвиняемых – Александр и Вадим Ковтуны, Максим Кириллов, Владимир Илютиков и Алексей Никитин – признаны виновными в убийстве четверых жителей Кировского района Приморья. Правда, присяжные сочли, что к двоим из участников преступления – Кириллову и Вадиму Ковтуну – следует проявить снисхождение. Шестой обвиняемый, Роман Савченко, в этих убийствах, по мнению следствия, не участвовал.
Зато его, наряду с Александром Ковтуном, признали виновными в убийстве одного милиционера и ранении другого, совершенных в 2010 году во Владивостоке.
Всего же в результате преступных действий банды пострадавшими признаны более 30 человек. Девять из них являются сотрудниками МВД. По мнению следствия, «партизаны» отправили на тот свет шестерых жителей региона, двое из которых являлись сотрудниками правоохранительных органов.
В итоге Илютикова, Никитина и Александра Ковтуна приговорили к пожизненному заключению. Кириллову предстоит провести 22 года в колонии строгого режима, Савченко – 25 лет, а Вадиму Ковтуну – 8 лет и 2 месяца.
Адвокаты «партизан» уже заявили, что приговор, по их мнению, необоснованно строг, и они намерены его обжаловать. Пока решение присяжных не вступило в силу, его можно обжаловать в течение 10 дней.
«Следствие в ходе расследования должно было быть более внимательным к такому сложному делу, мы собираемся обжаловать приговор и добиться уменьшения сроков», – заявила одна из представительниц защиты.
«Освободители» или «герои надуманного мира»?
Банда «приморских партизан» была создана в 2009 году, и вскоре «прогремела» на всю Россию. Прославились ее участники прежде всего благодаря нападению на сотрудников владивостокского МВД в феврале и марте 2010 года. Летом того же года правоохранители устроили в Уссурийске спецоперацию и задержали шестерых членов группировки. Еще двое «партизан» во время штурма покончили с собой.
По утверждению правоохранительных органов, «партизаны» являются самыми обычными бандитами, «людьми, у которых отсутствует всякое представление о нравственности», как выразилась старший помощник руководителя Следственного управления СК России по Приморскому краю Аврора Римская. «Для них не существует такое понятие, как Закон. Они совершают преступления не за идею, а просто чтобы навлечь ужас на общество и почувствовать себя хозяевами жизней людей, и при этом не упустить свой корыстный интерес», – добавила она.
Между тем, по неофициальным данным, далеко не все жители Приморья согласны с такой точкой зрения. Многие интернет-пользователи и некоторые СМИ за то время, пока длилось расследование, называли членов банды «приморскими Робин-Гудами» и утверждали, что молодые люди пошли на противоправные действия ради благой цели: желания избавить свой край от наркобаронов, которых «крышевали» местная полиция и прокуратура.
В июне 2012 года известному блогеру Аркадию Бабченко удалось пообщаться с одним из членов банды, Алексеем Никитиным, который теперь приговорен к пожизненному сроку. Никитин рассказал автору популярного блога о проблеме, которая, по его словам, возникла в регионе в 2007 году: тогда, по его словам, руководители правоохранительных органов уничтожили конкурентов из уголовной среды и сами возглавили приморский наркотрафик. Сначала, – утверждал Никитин, – полицейские начали «крышевать» плантации опийного мака и конопли, а затем наладили и поставки в регион героина.
«Местные жители запуганы, они пишут на прокуратуру, на Кировский отдел милиции, а заявления никуда не уходят. Вообще никуда. Даже не принимаются. Если сделать опрос жителей Кировского, там просто даже не примут заявлений, они все расскажут, как оно происходит. Приходишь с заявлением, его или при тебе рвут, или ты его просто съедаешь», – заявил Никитин.
Именно желание остановить наркотический геноцид земляков, по словам Алексея, толкнуло будущего «партизана» и его товарищей на преступный путь. Сначала они спалили несколько плантаций марихуаны, избили драг-дилеров, продававших наркотики подросткам. А затем дело дошло и до убийств; по некоторым данным, четверо жителей поселка Кировский, за убийство которых теперь осудили членов банды, также занимались сбытом наркотиков.
Впрочем, сами обвиняемые отрицали свою вину: они утверждали, что с драг-дилерами расправились не они, а правоохранители, когда не поделили доход с продаж.
Разумеется, официальные представители МВД и Следственного комитета называют такие предположения и сведения ложными. «Стоит учесть тот факт, что человек имеет свойство надумывать и заполнять пробелы в имеющейся информации, пошла волна так называемого «поломанного телефона». С появлением новой информации волна усиливалась, напряжение нарастало. Людей все сильнее интересовал вопрос: «А чем это закончится»? Отсюда и резонанс», – заявила по этому поводу Аврора Римская.