Главная Культура 08:01 28 Марта 2013 7350
Сергей Лазарев: Я готов работать даже себе в ущерб

Певец рассказал о своем месте на эстраде, о любви нашей публики к шансону и о целях политиков, выступавших против Мадонны и Леди Гаги

Сергей Бирюков

30 марта, за два дня до своего 30-летия, популярный певец Сергей Лазарев даст большой концерт с новой программой, которая без лишних выдумок называется «ЛАЗАРЕВ.». О том, что означает точка после фамилии, как сам Сергей оценивает свое место в отечественной эстраде, почему наша публика любит шансон больше, чем репертуар участников проекта «Голос», и каковы истинные цели депутатов, выступавших против Мадонны и Леди Гаги — разговор «Труда» с певцом.

— Сергей, год назад вы рассказывали «Труду» о наметках нового альбома и в качестве рабочего привели название «Take It Off», но окончательный вариант оказался проще: «ЛАЗАРЕВ.».

— Вы считаете, проще? А для меня он более наполнен смыслом. Там в конце стоит точка. Многие меня от нее отговаривали: «Ты что, намекаешь на конец карьеры?» Нет, я имею в виду совсем другое: Лазарев — и точка! Есть такой артист! Мои четыре сольных альбома говорят о достаточно долгом и сложном пути, пройденном через препятствия, через недоверие некоторых людей к моему творчеству. Но теперь я смело могу сказать: меня можно любить, не любить, однако отрицать артиста Сергея Лазарева невозможно.

— А нет ли тут посыла: с прежней ориентацией Лазарева на англоязычный репертуар покончено, он теперь — исключительно русский артист?

— Нет, как и прежде, я пою в первую очередь песни американских и британских авторов, написанные специально для меня. Тут никакого антипатриотизма, просто я убежден, что качество англоязычной популярной музыки в целом несравнимо выше того, что предлагают российские авторы, и мне бы хотелось привить этот уровень вкуса отечественной публике. Новым альбомом я на 100% доволен, он выдержан в самых современных мировых музыкальных тенденциях. А поскольку это первый мой альбом, который компания Sony Music намерена широко продвигать в мире, мне было важно поставить на нем свое имя.

— Должен признать: звучание альбома — ровное, красивое. Но творчество — штука заковыристая: наверняка какие-то вещи дались большим трудом, чем все остальное.

— Весь альбом дался большим трудом. Так вышло, что разные песни приходилось записывать на разных студиях с разными продюсерами. А мне очень важно, чтобы пластинка воспринималась как единое целое. Сам я, когда знакомлюсь с чьим-то альбомом, обязательно слушаю его целиком, без пропусков или пауз, — чтобы был ясен замысел его создателя... Ради того единства звуковой атмосферы, которое (мне это очень приятно) вы заметили, многое мне пришлось пересводить, даже перезаписывать отдельные вокальные партии. Одну из песен я сводил у четырех продюсеров: американского, британского и двух русских! К концу этого процесса у меня образовалось девять беловых вариантов сведения альбома — то есть таких, каждый из которых можно было бы пускать в производство: где-то чуть больше басовых звучаний, где-то посильнее средние частоты, верха. А уж сколько черновых, и не сосчитать. Обычный слушатель, скачивающий треки в МР3, этих тонкостей, скорее всего, не услышит. Но мне самому важно, чтобы пластинка, которую он получит, была сделана на самом высоком уровне.

— Зачем вы так усложнили себе жизнь? Выбрали бы одну студию и там все бы записали.

— У песен этой пластинки множество авторов, я их находил в разных концах света. И мне было проще приехать к каждому автору, чтобы вместе с ним качественно записать вещь, нежели всех их звать в какое-то одно место. Но вы правы, следующий альбом попробую записать на одной, максимум двух студиях. Потому что разные микрофоны все-таки очень по-разному пишут, что крайне усложняет финальное сведение.

— Вы приверженец красивых концертных шоу. Что ждет публику на этот раз?

Мои шоу, независимо от того, показываю я их в городе-миллионнике или в ДК небольшого областного центра, — это всегда живой звук, музыканты на сцене, профессиональный балет. Но в данном случае, учитывая, что всего полтора года назад в Москве был мой сольный концерт «Биение сердца» в «Крокусе», мне надо прыгнуть выше головы. Сложность и в том, что хоть в программе будут хиты, но, во-первых, все в новых аранжировках (не понимаю артистов, которые по 20 лет таскают свои песни из программы в программу без малейших изменений), и, во-вторых, их будет не очень много — упор делается на новом альбоме. Что потребует от публики большего напряжения: на незнакомых песнях не повеселишься и не побесишься так, как на уже полюбившихся. Соответственно — совершенно новые декорации, хореография. Хочется, чтобы публика, представители международных компаний увидели, на каком уровне может работать российский артист. Творческая сторона режиссуры — на мне, технически постановку осуществляет Алексей Сеченов, знакомый многим по премиям Муз-ТВ и прочим масштабным мероприятиям. В шоу будут несколько блоков песен — маленьких историй в одной большой истории. Соответственно у меня — пять-шесть переодеваний, у балета — еще больше.

— Гости ожидаются?

— В зале буду рад каждому знакомому и незнакомому лицу, но на сцене на сей раз — никаких дуэтов. Не люблю сборные солянки. Если ты сольный артист, ты должен два часа четко выдерживать на сцене. У меня вообще в карьере дуэтов немного, сейчас — только с Тимати и T-Pain (американский рэпер. — «Труд»), но они по концепции не вписываются в это шоу.

— Концерт в «Крокусе», хоть и был аншлаговым, обернулся для вас финансовым минусом.

— А «Олимпийский», вполне возможно, обойдется еще большим минусом. Потому что те недобросовестные представители нашего шоу-бизнеса, о которых я уже сказал, — разъезжающие по городам с фонограммой 20-летней давности и открывающие под нее рот на фоне черного задника без декораций, — подорвали основы артистической профессии. Публика не готова платить деньги, которых стоит качественное шоу. Хорошо, но я артист, и у меня только одна жизнь, я не волен перенести ее в более благополучное время. Поэтому я буду работать даже себе в ущерб в финансовом смысле, но не позволю себе понизить качество выступлений. И верю, что в конце концов мои шоу, как и шоу наиболее серьезных из моих коллег, переломят ситуацию, повысят вкус публики, докажут ей: она не зря платит свои деньги.

— Мы недавно видели крупные шоу Мадонны, Леди Гаги.

— Леди Гагу я живьем не видел, только в отрывках. Про Мадонну могу сказать, что мне нравится ее посыл, тематическая история и, конечно, потрясающее техническое исполнение. Есть чему поучиться.

— Рецензент «Труда» иронично написал, что крестов в шоу было больше, чем на кладбище.

— Такова эстетика Мадонны сегодня. Истинный артист постоянно развивается, и его нынешние работы надо воспринимать в контексте предыдущих. Прошлое шоу Мадонны было откровенно танцевальным — теперь ей захотелось чего-то более серьезного, эзотерики, даже с оттенком агрессии.

— Но ни к какой эзотерике не надо было обращаться, чтобы предсказать: выступления Мадонны и Леди Гаги будут сопровождаться выпадами наших скандальных депутатов. В чем тут дело: эти политики действительно озабочены нравственностью россиян или тут какие-то другие мотивы?

— Боюсь, второе. Вы заметили, в последнее время идет откат: федеральные телеканалы как один культивируют ностальгию по всему советскому? Нас пытаются вновь посадить в закрытую коробку, откуда не видно, как живут другие люди. Людей хотят подогнать под одну гребенку, под один стереотип поведения. Зачем, например, нужны антигейские законы? У нас достаточно законов, соблюдая которые, человек может и свою жизнь построить достойно, и другим не мешать жить. Но власть искусственно выпячивает проблему геев — думаю, для того, чтобы проверить электоральное большинство на лояльность в этом вопросе — прямо скажем, не очень существенном для жизни общества. Но ведь с его помощью можно отвлечь людей от реальных социальных проблем! А поскольку общество у нас консервативное, оно на эту уловку ведется, и власть, убедившись в поддержке электората, в дальнейшем перейдет уже к гораздо более жестким антинародным законам. Сегодня ущемили меньшинство — это был пробный камень, завтра ждите ущемления всех.

Ну а депутатам, так озабоченным присутствием геев на сцене, могу посоветовать: запретите приезжать в нашу страну Элтону Джону. Изымите из эфира все записи Фредди Меркьюри... Если же серьезно, посмотрите на этих депутатов. Вот уж кому надо было бы запретить публичные выступления, так это им: двух слов по-русски грамотно связать не могут! Говорят: «Звонят». Как они законы-то принимают, если на родном языке правильно изъясняться не умеют?

— Вы в прошлых интервью говорили, что за 20 лет наш шоу-бизнес не выдвинул новых имен. Но вот прошел проект «Голос» — появились Дина Гарипова, Анастасия Спиридонова... Не долгожданное ли оживление?

— Начнем с того, что «Голос» — не наша заслуга, это голландский формат, который затем опробовали в Америке, трижды — на Украине и только теперь у нас. Более того, украинцы уже два проекта «Голос-дети» провели. У нас, по-моему, о детском «Голосе» пока и речи не было. Да, взрослый пилотный проект прошел удачно: живой звук, живые эмоции... Но, боюсь, пока он для нашей публики — скорее экзотика, чем что-то насущное. Готов ли наш массовый слушатель пойти на полномасштабный концерт той же Дины Гариповой или, допустим, Севары Назархан? Не уверен, мне кажется, они для него эстетически слишком сложны, он с большим успехом пойдет на...

— Стаса Михайлова?

— Я промолчал, вы сами назвали это имя.

— А в том, что Стасу под его программы шансона дают Кремль, вам не видится некая государственная политика?

— Кремль дают всем, кто платит деньги. Другое дело, что Михайлов не только берет Кремль, но и заполняет его. В этом смысле — да, он творит национальную культурную политику. Которая нашей власти очень удобна, потому что чем примитивнее запросы публики, тем легче ею управлять. Не только на музыкальном фронте.

— Мне недавно выпало провести исследование телепередачи «Песня года» за 40 с лишним лет ее существования. Поразила почти 100-процентная хитовость первых выпусков. Но чем дальше, тем хитов меньше, а в последнее десятилетие песни, которые пережили год своего возникновения и закрепились в репертуаре, можно сосчитать по пальцам. Задал вопрос известному хитмейкеру Максиму Дунаевскому — куда девались шлягеры, и он ответил: туда же, куда профессия композитора.

— Конечно, все размылось. Сколько, например, людей, называющих себя певцами и певицами, которые таковыми не являются. Точно так же и с авторами. Технические возможности для компонования песен сейчас огромные. А публика, наоборот, в своих вкусах крайне непритязательна. Отсюда такое количество подделок, в море которых тонет что-то стоящее.

— Но ведь уровень советской эстрадной песни был достаточно высоким.

— Скорее нам за железным занавесом было не с чем сравнивать. Как, кстати, и в массовом советском кино — по крайней мере музыкальном, которым мы сегодня по инерции умиляемся, но если посмотреть объективно, то и сейчас большинство наших режиссеров не научилось снимать так, как снимали в Голливуде в 50-е. Какие там были потрясающие композиторы, певцы, танцовщики...

— Вы, воспитанник школы-студии МХАТ, уже почти год участвуете в проекте театра имени Пушкина —играете главную роль в комедии «Таланты и покойники». Регулярный выход на драматическую сцену, наверное, помогает по-новому, со стороны оценить свою деятельность в поп-музыке?

— То стремление к театральности шоу, о котором я говорил, к отработанности режиссуры, ну и, конечно, уважение к зрителю, имеющему право на зрелище самого высокого качества, и есть влияние серьезной театральной практики на мою эстрадную деятельность. Что касается самого спектакля «Таланты и покойники», он идет четыре раза в месяц, собирает аншлаги. Мы растем, стало поменьше нервозности, побольше уверенности.

— Удивительно: вы в этом сезоне отказались от всех новогодних телепроектов.

— Я уже говорил, что устал от ретро, не хочу петь то, что не считаю своим репертуаром. А на ТВ год от года повторяется с небольшими вариациями идея «Старых песен о главном». Ну провели один, два таких проекта — и все, сколько можно тиражировать? Надо смотреть вперед, выдвигать новый репертуар, новых артистов. Но нет, с непонятным упорством опять идут перепевки старья, да еще наспех сделанные, с корявыми текстами, за одну ночь на коленке записанные в какой-нибудь московской студии. У меня свой, гораздо более качественный и богатый репертуар. Для него не находится места в телеэфире? Ну так пусть лучше меня в этом эфире не будет вовсе, чем я выступлю в нем с поделками, за которые моя публика перестанет меня уважать.

— Также многие сочли слишком смелой вашу претензию к сервису Vkontakte за несанкционированное выкладывание песен. Один на один против интернет-монстра?

— Мне говорят: зачем ты лезешь? Люди боятся выползти из своей скорлупы и быть пришибленными. Я тоже хочу жить долго и счастливо, но внутренние принципы не позволяют молчать. Таким был со школы: в открытую, на весь класс говорил о том, что мне не нравится. Сейчас мы с моей командой готовим иск.

— Но вот Земфира, как и многие другие артисты, сама выкладывает альбом в интернет.

— Она — автор и вправе распоряжаться своим творчеством. Я покупаю право исполнения своих песен, но авторские права остаются за теми, кто эти песни сочинил.

— Просветите: что такое вечеринки — знаю, что такое фичеринги — нет.

— Это когда один артист участвует в песне другого артиста. Как у меня с Тимати или с T-Pain. Ну, считайте это дуэтом, чтобы не особо запариваться над непривычным словом.

— Как у вас, англомана, складываются отношения с современной русской литературой?

— Они складываются в основном с ее развлекательным направлением, когда мозгу более нужна разрядка, нежели зарядка. Конечно, совсем уж ширпотреба избегаю. Люблю читать про историческую Россию, Акунина уважаю. Однако если говорить о настоящей любви, то это Достоевский.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 27354
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 13257
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Андрея Данилко уже отказались выпускать за границу без сопровождения представителей спецслужб и обязали отдавать часть гонораров киевским властям 

Фото: © Alexander Keltik, globallookpress.com

Украинский шоумен Андрей Данилко, широко известный благодаря сценическому образу Верки Сердючки, может оказаться мобилизован в ряды украинских вооруженных сил (ВСУ) и отправлен на фронт. Об этом в среду, 5 февраля сообщает Telegram-канал...

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7635
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © D. Eid, globallookpress.com

А вы любите кошек? Даже если пока не питаете к ним теплых чувств, это лишь до поры до времени — пока не откроете эти книжки. Они, собственно, не столько о мяукающих существах, сколько о нас...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4666
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....