Русской православной церкви пришлось давать комментарии по поводу очередного скандала. На сей раз он связан с обвинениями в адрес патриарха Кирилла. Обозреватели СМИ утверждают, что предстоятель РПЦ уже несколько лет судится со своим соседом по элитному «Дому на набережной» – Юрием Шевченко, который также является священнослужителем да еще и хирургом с мировым именем. Истец требует взыскать с соседа ни много ни мало – 20 миллионов рублей, за то, что тот, делая ремонт, засыпал квартиру патриарха пылью. В итоге неудачливый врач, у которого, к тому же, за время разбирательства успели обнаружить онкологическое заболевание, – рискует потерять жилье и при этом еще и остаться должником.
«Ни малейшего отношения»
Предстоятель православной церкви не имеет к происходящему ни малейшего отношения. Все попытки связать его имя с данным делом являются не более чем примером грязных пиар-технологий. Именно так, и не иначе, обстоит дело с официальной точки зрения руководства РПЦ. «Инициаторы, насколько я понимаю, особо и не скрывают, что вбросили эту тему в информационную среду именно потому, что в правовом поле у них нет оснований для положительного для них решения возникшей проблемы. Вчера, условно говоря, обсуждались «яхты» и «дачи патриарха», сегодня говорят про квартиру, завтра придумают еще что-нибудь», - заявил журналистам глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.
Запутанная история, на которой руководству РПЦ пришлось заострять внимание, началась в 2010 году. Тогда семья бывшего министра здравоохранения и известного врача-кардиохирурга Юрия Шевченко купила две квартиры в доме № 2 по улице Серафимовича – так называемом «Доме на набережной». К несчастью для экс-министра, по соседству оказалось жилище Владимира Михайловича Гундяева. Именно так зовут в миру патриарха Кирилла.
Весной того же года Шевченко получил иск в суд. Представители главы РПЦ заявили: хирург, производя в своей квартире ремонт, засыпал пылью все 144-метровые апартаменты патриарха. Почему же сумма взыскания оказалась столь огромной? Оказалось, в нее были включены следующие пункты: перевозка предметов из квартиры Владимира Гундяева и обратно – 376 тысяч рублей, сам ремонт – 7,3 миллиона, аренда на время ремонта аналогичного жилья – 2,1 миллион рублей. За испорченную мебель и предметы интерьера патриарх вознамерился взыскать с соседа 2,6 миллиона, за спецочистку 970 книг – 6,3 миллиона. Но главное, истцы приложили к своим документам заключение специалистов из института имени Н.С. Курнакова. В пыли, взятой якобы из квартиры владыки Кирилла, ученые обнаружили «наночастицы, вызывающие при возможном длительном контакте с человеком» различные тяжелые заболевания, в том числе и онкологические.
Золотая нанопыль
Замоскворецкий суд в ходе заседания избрал сторону патриарха и обязал Шевченко выплатить все 20 миллионов. В качестве гарантии уплаты была арестована квартира кардиохирурга. Но суд оценил недвижимость всего в 15 миллионов, – и таким образом экс-министр лишался квартиры и к тому же еще и оставался в долгу.
В ответ адвокаты Шевченко отправились обжаловать решение в Верховном суде. Одновременно был подан иск о «необоснованном обогащении» самого Владимира Гундяева: ведь, требуя выплаты компенсации за испорченную пылью мебель, патриарх не передал предметов интерьера ответчику, получив таким образом и имущество, и его полную стоимость.
Обозреватели отмечают любопытную деталь. В том, что сам патриарх к судебным разборкам практически не имеет отношения, руководство РПЦ даже не лукавит. Интересы Владимира Гундяева действительно представляет иное лицо – некая Лидия Леонова.
Загадочная подруга
Кто такая Леонова? Большинство обозревателей теряются в догадках. Соратники главы РПЦ называют ее «давней подругой» священнослужителя, с которой митрополит знаком больше 30 лет. И хотя собственником квартиры на набережной, по данным Федеральной службы регистрации, является исключительно сам Гундяев, а Леонова даже не предъявила документов, подтверждающих ее полномочия как законного представителя патриарха Кирилла, – именно она представляет его интересы на данном процессе.
Журналистам удалось узнать, что по домашнему адресу Леоновой в Смоленске зарегистрирован сейчас целый ряд коммерческих предприятий, которые так или иначе связаны с бизнесом патриарха. Что же касается представителей блогосферы, в отличие от официальных СМИ, избавленных от необходимости «выбирать выражения», – то «злые языки» напрямую называют Лидию Леонову гражданской женой главы РПЦ.
Недавно в деле обнаружились новые подробности. Оказалось, что Юрий Шевченко тяжело и опасно болен: у него нашли онкологическое заболевание. Имея серьезные основания опасаться за свою жизнь, он, по некоторым данным, завещал квартиру своей дочери Ксении. Тем не менее, – отмечают обозреватели, – апартаменты врача, арестованные в качестве гарантии выплаты компенсации за нанопыль, скоро могут оказаться в руках совсем других людей.