Главная Культура 12:09 28 Февраля 2020 1503
«Дау» взорвал фестиваль

На Берлинале состоялась самая радикальная его премьера

Зара Абдуллаева, спецкор «Труда», Берлин
Кадр из фильма «Дау. Наташа». Предоставлен пресс-службой фестиваля

«Дау. Наташа» — двенадцатый фильм грандиозного кино-арт-проекта Ильи Хржановского — вызвал в Берлине культурный шок. После первых показов в Париже (январь 2019) работа получила полемические отзывы — от восхищения до осуждения. Все, однако, согласились, что аналогов этим фильмам нет. Сравнивать не с чем. Наука и жизнь, естественность и игра, вымышленные герои и реальные находятся здесь в экстраординарном сплетении, интригах и напряжении, требующих от зрителей бесстрашного и очень открытого восприятия.

Действие фильмов происходит с 30-х по 60-е годы прошлого года в Институте физических проблем, декорация для съемок которого была построена в Харькове. Участниками проекта стали настоящие ученые, выступающие под собственными именами, нобелевские лауреаты, художники, энкэвэдешники, реальная российская неонацистская группировка блогера Тесака (Марцинкевича), обслуга (дворники, буфетчицы, рабочие), нанятая в результате дотошного кастинга. Единственной профессиональной актрисой проекта стала Радмила Щеголева в роли жены гениального физика Льва Ландау (Дау), названная в фильме Норой.

В реальности ее звали Конкордия или, по-домашнему, Кора, и в основе сценария — ее воспоминания, породившие в свое время бурную дискуссию из-за описанной в них свободы нравов, главным образом в сексуальной жизни знатных физиков. На протяжении десяти лет съемок этот стержневой сюжет ветвился другими, перпендикулярными историями и новыми персонажами. Людям, прошедшим кастинг, предлагалось жить в институте постоянно, носить одежду и прически, соответствующие изображаемому времени, есть советские продукты и получать за работу советские деньги.

Советский проект, он же колоссальный эксперимент или великая Утопия, воссоздается и разрушается в «Дау» многогранно, на бесконечно множественных уровнях научной, частной и интимной жизни обитателей института — опасной «золотой клетки», в которую заключены персонажи под приглядом непременных топтунов и стукачей.

Высоколобые интеллектуалы и простолюдины находятся здесь под колпаком. Сытые и занятые своим трудом, влюбленные и разочарованные, они испытывают судьбу на разгромных собраниях, в пьяных оргиях, в первом отделе, где их склоняют к сотрудничеству с органами госбезопасности, в мнимой свободе, в научных открытиях, в привязанностях или распаде личности.

Буфетчица Наташа, героиня конкурсной картины Берлинале — красавица с темным для советской служащей пятном в биографии (имела любовника-иностранца). У Наташи бурный темперамент. Она мастерица строить и расстраивать отношения. В частности, со своей товаркой, буфетчицей Олей. Молоденькой и незрелой. Именно Оля в последующих фильмах станет женой гениального математика Дмитрия Каледина. Причем в самой настоящей реальности, а не только по киносюжету. Пока же Наташа спаивает и унижает Олю. Пьяненькие, они мучают друг друга, оскорбляют, вымещают друг на друге свои боли, обиды, комплексы и тревоги.

Сладостные и кошмарные отношения персонажей множатся и претерпеваются в разных помещениях института. Наташу вызывает генерал (реальный бывший генерал КГБ Ажиппо, служивший начальником тюрьмы). В подвале, где имеется камера с парашей, он добивается от Наташи согласия послужить органам. Выбора у Наташи нет. Законы существования хоть в стране, хоть в институте — метафоре советской державы — ей доподлинно знакомы.

Горделивая Наташа, оценив ситуацию, кокетничает с монстром. Защищается женским и женственным преимуществом. Но Ажиппо мало подписи о тайном сотрудничестве. Ему подавай церемонию пытки. Так в кадре появляется орудие унижения — бутылка (эхо насилия зэков над героем в фильме Алексея Германа «Хрусталев, машину!»).

Измордованная и сломленная Наташа насилует себя бутылкой, глядя на изверга покорными глазами. Так Хржановский достигает триумфа садомазохистской связи тирана и жертвы, которые перед уходом Наташи поцелуются – совсем по дикой логике «стокгольмского синдрома». Впрочем, Ажиппо тут же, не скрывая брезгливости, продезинфицирует рот водкой.

Собственно, в моральном и физическом подавлении властным генералом его подчиненной, готовой не роптать и не оскорбляться, отзеркаливается борьба циничной Наташи, не имеющей никаких иллюзий про советскую жизнь, с жизнелюбивой Олей.

Хржановский исследует двойственность, противоречивость человеческой природы, доходя в переливах поведения и буфетчицы, и генерала до предела, до умопомрачения. И тогда потребность одного человека в другом в застенках института неизменно оборачивается жестокостью или отвращением, а ненависть — глумливой заботой. Сильнейшее впечатление. И — безусловный успех у зрителей и журналистов. Что до решения жюри, оно станет известно 1 марта.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5066
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...