На днях министр культуры Владимир Мединский заявил, что его ведомство готовит законопроект о квотировании доли отечественного кино в прокате. «Квотирование вводить надо, без этого российскому кино не поможешь». И жестко добавил: «Вводить его надо обязательно, что бы на эту тему ни балаболили владельцы киносетей». Министр также напомнил, надо думать, не без дальнего умысла, что в советские времена была введена квота на американские фильмы — шесть единиц в год. И это, мол, был золотой век отечественного кино.
Самое странное, что это заявление прозвучало после весьма удачного для нас года, когда доля российского кино в прокате ощутимо подросла и составила 18%. А ведь еще два-три года назад такая цифра казалась нам пределом желаний. Более того, в минувшем году наши фильмы «Сталинград», «Легенда № 17», «Метро», «Горько!» выбились в лидеры проката, обойдя многие голливудские блокбастеры. Стало быть, можем, когда хотим! И зачем тогда вводить квоты, которые, уверены специалисты, ударят по конкурентоспособности отечественного кино, лишат наших мастеров духа азарта, творческого поиска? Зачем напрягаться, искать новые темы и сюжеты, когда место в кинотеатре для фильма, пусть и слабенького, серенького, все равно будет расчищено?
Что бы там, извините, ни бала: ни утверждал министр, но еще один удар будет нанесен и по кинотеатрам. Зрителя ведь не заставишь ходить на фильм, который он смотреть не хочет. И наоборот. Например, на комедию «Горько!» народ повалил без рекламы и понукания, благодаря только сарафанному радио, и фильм при бюджете 1,5 млн долларов заработал 27 млн, многократно себя окупив. И другой пример: целый месяц в директивном порядке держали на экранах «Утомленных солнцем — 2» — «великий фильм о великой войне», — и при тираже в 1,1 тысячи копий он шел, увы, в пустых залах, собрав всего 7 млн долларов при бюджете 50 млн. Вот оно, квотирование в действии! Но с таким подходом, если он станет повсеместным, кинотеатры, которые, напомню, в большинстве своем находятся в частной собственности, прогорят. В убыток себе они работать не будут. Мы что, опять хотим их превращения в мебельные салоны?
Но хорошо, ввели, допустим, квоты, как хочет того министр. И где набрать российских фильмов, чтобы заполнить ими 3 тысячи кинозалов по всей стране? Мы же не Голливуд, где ежегодно производится более 600 лент. Не индийский Болливуд, который выбрасывает на рынок примерно тысячу картин. И даже не Франция, где на экраны выходит не менее 200 своих лент. У нас в последние годы производится порядка 80 фильмов в год. Примерно треть из них на кассу практически не влияет — это либо фестивальное, рассчитанное на киногурманов кино, либо просто неудачи (от них никто не застрахован). И каким образом оставшаяся полусотня картин, из которых только 10-15 имеет коммерческий потенциал, будет соперничать с 400 голливудскими, европейскими, азиатскими фильмами, которые идут на наших экранах?
Министр приводит в пример советское время, когда у нас показывали всего шесть американских фильмов в год. Во-первых, деликатно напомню я министру, в СССР производилось порядка 150 лент — это все-таки вдвое больше, чем сегодня. Во-вторых, мы закупали большое количество фильмов стран социалистического содружества. И где нынче это содружество и где эти фильмы? И, в-третьих, «благодаря» мизерной квоте на западное кино мы в свое время были отлучены от многих шедевров Чаплина, Форда, Спилберга, Лукаса, Скорсезе, Копполы, Антониони, Бергмана, Феллини, Бунюэля, Куросавы, Бертолуччи: Мы хотим этого сегодня? Мы готовы ради пресловутой квоты отказаться от новых фильмов Оливера Стоуна, Вуди Аллена, Джеймса Кэмерона, Эмира Кустурицы, Ларса фон Триера, Франсуа Озона, Ким Ки Дука? От победителей «Оскара», от лауреатов Канн и Венеции? Я — нет.
Поэтому путь для развития оте-чественного кино, в общем-то, известен. Надо в ближайшие годы удваивать, а то и утраивать количество снимаемых картин — мы же большая кинематографическая держава. Надо строить новые кинотеатры — во многих городах с населением менее 300 тысяч попросту нет современных кинозалов. Надо создавать сеть кинотеатров для авторского, элитарного кино. Надо воспитывать умного, грамотного зрителя, который умеет получать удовольствие не только от однообразных стрелялок и тупых комедий (и здесь я не могу не напомнить министру о широко анонсированной им и благополучно забытой программе преподавания основ кино в школах, которая должна была стартовать еще осенью прошлого года).
И надо, конечно, думать о качестве снимаемых фильмов, об их зрелищности, жанровом разнообразии. Об их эффективном продвижении на рынок. Понимаю: это долгая, трудная, рутинная работа, это вам не квоту одним росчерком пера ввести. Но такова уж горькая министерская доля.