Как пишут сегодня «Ведомости», разработчиком программы переселения жителей моногородов в другие регионы является Агентство по реструктуризации ипотечных и жилищных кредитов (АРИЖК).
Первыми в ней поучаствуют жители Тольятти и бывшие работники «АвтоВАЗа». Они смогут переехать в город Тихвин Ленинградской области и получить работу на одном из заводов финансово-промышленной группы ИСТ. Это новый вагоностроительный завод. Правда, пока он только готовится к работе, но, по словам руководителя Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию АлександраСеменяка, непременно начнет ее в течение этого года. Для полноценного функционирования заводу требуется не менее 3500 сотрудников, поэтому в приезжих работниках, тем более знакомых с конвейерным производством, каковыми являются «автовазовцы», его руководство более чем заинтересовано.
Дляпереселенцев в городе уже начали строить жилье, причем, так как в Тольятти квартиры дороже, то переселенцам, скорее всего, не придется брать ипотеку. За этот год планируется перевезти 450-500 семей, и, по словам гендиректора АРИЖК Андрея Языкова, компании это обойдется в 400-500 миллионов рублей.
Схема переселения такова: человек договаривается с АРИЖК о переезде, переселяется в новый город, на время ему дают общежитие, он устраивается на работу и ищет новое жилье. АРИЖК оценивает его старую квартиру и под ее залог выдает мигранту двухлетний заем под 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас 5,8% годовых). Размер займа будет равен стоимости квартиры за вычетом начисленных за два года процентов. На эти деньги человек должен купить новое жилье, а если этой суммы недостаточно, банк выдаст ему ипотечный кредит. При этом в течение двух лет он может либо самостоятельно продать старую квартиру, либо уступить права на нее АРИЖК.
Несмотря на то, что программа готова, и схема разработана, трудовая миграция сдерживается тем, что стоимость жилья находится на минимальном уровне и гражданин может продать его только с большими потерями. «Наша схема позволяет сейчас получить максимум денег и рассчитаться потом, на восстановившемся растущем рынке недвижимости», — резюмирует гендиректор АРИЖК.
Попытка переселения высвобожденных работников «АвтоВАЗа» станет неким экспериментом. В случае его успеха, программу станут применять и в других моногородах. Однако будет ли она успешной – большой вопрос.
По словам председателя профсоюза «АвтоВАЗа» Николая Карагина, компания намеревается перевести в дочерние предприятия около 12 000 человек, тем не менее есть подозрение, что на переезд решатся немногие из них. «Самарские власти уже разрабатывают меры по развитию других производств в Тольятти. К тому же, в Ленинградской области много своих безработных, например в Пикалево», - поясняет он.
Специалист Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич согласна с председателем профсоюза компании: «Меняют людям шило на мыло за государственные деньги. Тихвин — это второе Пикалево. Если власти хотят, чтобы программа работала, нельзя ограничивать возможность переезда конкретным городом», - заявляет она.
Андрей Языков утверждает, что этих ограничений в дальнейшем не будет. И все же возможность радостного массового переселения жителей моногородов в другие регионы минимальна, ведь люди не роботы: живя и работая в определенном городе на протяжении многих лет, они успели обзавестись квартирами и сделать в них ремонт, купить дачи, родить и вырастить детей и отправить их в школы и университеты. Непросто все это разом поменять и приехать в новое, совершенно незнакомое место. Сила привычки огромна, кроме того, людям придется оставить своих друзей и знакомых, любимые улицы и парки, с которыми у них наверняка связано немало личных историй, впечатлений и переживаний. Как все сложится в итоге и к чему приведет этот эксперимент, покажет время.