Главная Культура 01:38 27 Декабря 2017 2720
Концерт для Ильича с контрабасом

Возрожденный Персимфанс продолжает знакомить нас с музыкой революции

Сергей Бирюков

Еще одним доказательством того, что деятели искусств лучше подготовились к 100-летию революции, чем «не заметившие» его политики, стал декабрьский концерт Персимфанса (Первого симфонического ансамбля) — коллектива, рожденного на гребне революционных преобразований, закрытого сталинским руководством и воссозданного в наше время.

Персимфанс был создан в 1922 году по инициативе скрипача, профессора Московской консерватории Льва Цейтлина и отличался от обычных симфонических оркестров отсутствием дирижера, в чем его участники видели воплощение идей свободного коллективного труда. Объединяя лучших музыкантов столицы, ансамбль добился международного признания (хотя ни разу не выезжал за пределы Москвы), о его игре высоко отзывался композитор Прокофьев, по его образцу возникали симфонические коллективы в других городах страны, в Германии, Америке... Играли московские ансамблисты и классику, и специально написанные для них сочинения. В 1932 году прочно вставшей на тоталитарные рельсы советской империи все это оказалось не нужным, и ансамбль был распущен. А вместе с ним ушел в забвение большой пласт музыки первых революционных лет.

Петр Айду (за роялем) и собранный им с друзьями новый Персимфанс

В 2009 году пианист Петр Айду вместе с друзьями решил возродить Персимфанс. Правда, о былой интенсивности работы говорить не приходится: тот давний коллектив, имея поддержку Моссовета, давал по 70 концертов в сезон, выступал и на академических площадках, и на промышленных предприятиях. Сейчас спонсора нет, и этих концертов — два-три в сезон. Тем интереснее каждая из программ.

Нынешняя, под названием «Нечеловеческая музыка» (привет Горькому и его очерку «В.И.Ленин» со знаменитыми словами вождя об Аппассионате Бетховена), примечательна еще и тем, что подготовлена совместно с музыкантами Дюссельдорфского симфонического оркестра. Т.е.это и знак памяти о тесном сотрудничестве между русскими и немецкими деятелями искусств в 1920-е годы, когда обе наши страны после военных и революционных катаклизмов лихорадочно стремились к будущему, еще не зная, что одной оно принесет сталинизм, а другой — гитлеризм.

Нас с первых минут погрузили в музыкальную обстановку тех давних лет. Под хроникальные кадры о трудовых подвигах советских людей со сцены зала имени Чайковского звучит... увертюра к «Волшебной флейте». При чем здесь Моцарт, спросите вы? При том, что такие компактные переложения классических партитур делались с культурно-просветительской целью для исполнения в кинотеатрах. А какая великолепная оркестровка, какой наполненный звук! Хотя задействовано не больше десятка музыкантов.

Тему русско-немецкой переклички подхватила знаменитая, если верить энциклопедиям мирового авангарда, «Изначальная соната» (Ursonate) немца Курта Швиттерса — произведение скорее ритмо-словесное, чем музыкальное. Хор (им стали музыканты оркестра) скандировал звучные, хотя не очень, как показалось, нагруженные смыслом фразы — слух неясно разбирал нечто вроде «ррррумпельштильцхен... метррррополитен», а то и вовсе «крекс-фекс-пекс» в многоголосной разработке, оттененной неожиданно отчетливым русским комментарием «Пострррроено по механическому способу» (уместно вставленная строка заумного стихотворения нашего дадаиста Алексея Крученых). Содержания немного, но духоподъемности хоть отбавляй!

Затем — вполне серьезный, даже перегруженный «учеными» хроматизмами 1-й струнный квартет Александра Мосолова — композитора, прославившегося своей симфонической пьесой «Завод. Музыка машин». Судьба Мосолова трагична: в 1930-х он был репрессирован, и хотя не погиб в лагерях, но вычеркнут из публичной жизни, умерев в 1973-м в полузабвении. Не могу, правда, сказать, что эта музыка, как и все остальное в нынешнем концерте, перевернула мое представление о главных ценностях ХХ века — все-таки шедевры Прокофьева и Шостаковича остаются недостижимы для конкуренции. Но это ни в коей мере не делает репрессии против их коллег менее чудовищными... Интересно, что в некоторых моментах Квартета посреди тревожной атональной музыки вдруг возникали островки прямо-таки гершвиновских мелодий!

И это не случайно — оказывается, Джордж Гершвин, величайший американский композитор, брал уроки у соратника Мосолова Иосифа Шиллингера, который вместе со знаменитым ученым и музыкантом Львом Терменом в 1929 году уехал в Штаты, но, в отличие от Термена, смекнул не возвращаться (тогда как Льва Сергеевича на родине ждала шарашка). Говорят, систему Шиллингера по конструированию музыки через манипуляции геометрическими фигурами Гершвин применил при написании оперы «Порги и Бесс». Выходит, метод, был неплох? Правда, от самого Шиллингера столь же ярких партитур почему-то не осталось. Во всяком случае исполненная в концерте его симфоническая рапсодия «Октябрь» (1927 год), где мелодии «Смело, товарищи, в ногу» и «Интернационал» гармонизованы в духе мистического «Прометея» Скрябина, но чередуются с простецкими «Красными кавалеристами» и «Цыпленком жареным», вызывает скорее улыбку, чем восторг.

После отменно исполненного сегодняшним Персимфансом бетховенского «Эгмонта» — новый «бросок в Германию»: демонстрация второй части фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» со специально написанной для тогдашнего германского проката музыкой австро-немецкого композитора Эдмунда Майзеля.

Кадры фильма «Броненосец Потемкин», сопровождаемые, как и в 1927 году, музыкой Иосифа Шиллингера

И — целый блок сочинений украинца Юлия Мейтуса. Мое поколение знало этого композитора как автора академично-тяжеловесных опер «Молодая гвардия», «Братья Ульяновы», «Ярослав Мудрый», «Рихард Зорге», «Иван Грозный». Оказывается, в молодости он был модернистом-леваком, сочиняя мелодекламации для певца под рояль «Удары коммунара» и «На смерть Ильича» в духе пафосного декаданса, а берясь за оркестр, выступал продолжателем дела Мосолова (сюита «На Днепрострое», содержащая страницы «индустриальной» звукописи, радикальности которых позавидовали бы и куда более поздние авангардисты 1960-70-х).

Концерт Персимфанса стал колоритным театральным действом. Музыканты, по традиции этого коллектива, расположились овалом, лицом друг к другу. Среди пестрых, нарочито неофициальных одежд выделялся старомодной тройкой лишь гражданин с бородкой и в кепке, словно забредший с Манежной площади, где принято фотографироваться «с Лениным». Этот «Ильич» играл в оркестре на контрабасе, но иногда вспоминал свое высокое историческое предназначение, оставлял инструмент и ложился на авансцене, вытянув руки, как в Мавзолее. Зал прыскал в ладонь, возможно, вспоминая формулуМаркса: история повторяется дважды, сперва как трагедия, потом — как фарс.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5480
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5124
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...