Режиссер Владимир Хотиненко приступил к экранизации романа Федора Достоевского «Бесы». Пока идет подготовительный период: подбор актеров, поиски натуры. На «Мосфильме» появляются все новые соискатели на роли Верховенского, Ставрогина, Шатова, Кириллова, Лебядкиной — персонажей знаменитой книги, которая долгие десятилетия была фактически под запретом. И только новые времена открыли этому произведению дорогу к зрителю.
— Я клялся, что не буду экранизировать русскую классику, мол, она самодостаточна, — признался в беседе с обозревателем «Труда» Владимир Иванович. — Но несколько лет назад снял для телевидения сериал «Достоевский», во время работы над которым буквально вжился в судьбу писателя. И когда мне позже предложили экранизировать роман «Бесы», я сразу загорелся этой идеей, потому что в «Достоевском» какие-то вещи не договорил, не додумал. Сегодня я буквально одержим «Бесами» и ни за какую другую работу просто не взялся бы. Предложи мне экранизировать «Братьев Карамазовых» — откажусь: не знаю, как это сделать. А про «Бесов», кажется, знаю все. Вернее, я их чувствую.
К словам режиссера надо добавить, что это не первая попытка перенести на экран произведение Достоевского. Но удач, как ни странно, пока не было. Роман не дался даже такому корифею мирового экрана, как Анджей Вайда, который сделал экранизацию с французами и сам остался фильмом недоволен. От работы над романом отговаривал Хотиненко и актер Сергей Гармаш, который играет Шатова в спектакле театра «Современник», поставленном тем же Вайдой. Мол, это сложная, закрытая для кино вещь. Но предостережения Владимира Ивановича не останавливают.
— «Бесы» — очень глубокое произведение, которое удивительно резонирует с тем, что происходит в нашей стране, — говорит режиссер. — Более того, с каждым днем и часом роман становится все актуальнее. Но, мне кажется, было бы ошибкой делать фильм на злобу дня. И уж совсем убить роман — это перенести действие в сегодняшний день. В «Бесах» есть вещи, присущие социуму и человеку во все времена. Так вот, мне интересно в романе то, что навсегда, а не то, что можно спекулятивно использовать сегодня. Но именно сегодня многое в романе можно увидеть свежим взглядом. Для этого, правда, мне надо найти современный стиль. Как нашел его, к примеру, Мартин Скорсезе в своих «Бандах Нью-Йорка». Тот фильм — о прошлом, но выбор натуры, актерская пластика, костюмы — все остро вибрирует нынешним днем.
Съемки четырехсерийного телефильма для канала «Россия-1» (плюс полнометражный фильм для проката) будут происходить в Москве, Санкт-Петербурге, возможно — в Твери, Торжке. Но не исключено, признался мне режиссер, что ряд сцен будет снят в Швейцарии. Средняя полоса России с рекой, маковками церквей — этот привычный глазу пейзаж может в новой экранизации «Бесов» не сработать, считает режиссер. Архаическая реконструкция описанного в романе мира может оказаться столь же гибельной, как и его искусственная актуализация.