Пословица гласит, что самое последнее дело — стрижка свиньи: «Шерсти мало, визгу много». Опасаясь этого, в своем стремлении отчитаться о проектах наполнения зияющего пробоинами бюджета, чиновники различных ведомств гурьбой навалились на, пожалуй, самую молчаливую, послушную и относительно состоятельную часть общества: частных владельцев легковых автомобилей. Автомобилисты уже вынуждены платить кучу сборов и податей в казну. Возмущаться и протестовать бессмысленно — санкции за неисполнение очередного ведомственного проекта по отъему денег у владельцев автомобилей лишают их возможности использовать в работе и жизни верного железного коня.
Транспортный оброк
К Новому году автовладельцам приготовлен подарок. Вернее, тем, кто собрался купить новый автомобиль. На производителей и импортеров авто уже и так наложен утилизационный сбор на реализуемые автомобили. Минимальный размер на легковой автомобиль — 20 тысяч рублей. Средний же размер утилизационного сбора тянет на все 50 тысяч. Стоит ли уточнять, что вся это сумма автоматически включается в ценник? Так вот, с 1 января этот сбор увеличивается еще на 15%.
Авторы идеи бравурно отчитываются перед вышестоящими начальниками о том, что увеличение сбора автоматически прибавит в бюджет 15%. Равно как и увеличение налога на автомобили повышенной мощности. Попутно слышатся сбивчивые речи, что такие меры не только пополнят казну, но и будут способствовать улучшению экологической обстановки в стране. С чего вдруг? Не решит ли потенциальный покупатель новой машины, взглянув на цену подорожавшего коня, не покупать новое авто, а обойтись старым, чадящим и опасным. Об этом, кажется, не задумываются. Главное — прокукарекать.
Автомобильный эксперт Игорь МОРЖАРЕТТО полагает, что бюджет скорее недополучит средства именно из-за отказа от покупки автомобиля: «Я бы обратил внимание на не менее странный акциз — сбор на утилизацию шин, который предлагает ввести Минпромторг. То есть, приобретая комплект шин, вы получите автоматическое увеличение цены на размер этого самого акциза. Сложно говорить об этике, когда речь идет о деньгах. Но какого-то серьезного производства по утилизации шин в России просто не существует. В теории собранные средства должны помогать содержать такое нужное экологическое предприятие (так по крайней мере происходит в странах, где есть подобный оброк). У нас же утилизация шин не происходит, но деньги за нее намерены получать авансом. На что пойдет этот аванс? На затыкание очередной дыры в бюджете? Тогда зачем нужны красивые слова об экологии и покрышках?»
Как известно, надежды автомобилистов на то, что транспортный налог будет отменен, растворились в тумане. Каждый владелец автомобиля продолжит платить и за «кубики» двигателя своего авто и плюс к этому топливный акциз, «растворенный» в цене бензина и солярки.
А сам автомобиль, ненадолго ставший в России не роскошью, а средством передвижения, усилиями чиновников обретает свой прежний статус предмета роскоши.
Штрафы без упрека
Штрафы на дорогах растут с неизбежностью дождей осенью и снегопадов зимой. Из последних новшеств отметим два повода для увеличения финансовой ответственности водителей за нарушение ПДД. Автомобиль водителя, попавшегося на употреблении алкоголя, теперь эвакуируется на штрафстоянку принудительно (ранее его мог отвезти трезвый товарищ). И возвращается владельцу только после уплаты штрафа от 30 тысяч рублей плюс цена эвакуатора и оплата времени нахождения авто на этой штрафстоянке. Теоретически это справедливо — пить за рулем нельзя, и расплата за нежелание считаться с этим святым правилом уже очень жестокая. Впереди разве что высшая мера — казнь на месте.
А вот 2500 рублей за непропуск пешехода на зебре очевидно выглядит избыточной финансовой жестокостью. Пешеходы у нас тоже не отличаются дисциплиной и способны удивлять неожиданными маневрами не хуже знаменитой Мары Багдасарян. А штрафуются инспекторами ГИБДД люди, бегущие поперек дороги, разве что в момент съемки телерепортажа о месячнике «Правильный пешеход».
Известный автомобильный юрист Сергей СМИРНОВ отмечает еще одну «засаду», которую узаконили для себя обладатели жезлов:
«С 20 октября вступил в силу новый регламент для сотрудников ДПС. В нем, в частности, говорится о камерах видеофиксации. В том числе скоростного режима. Ранее видеофиксация нарушений не предусматривалась на участках дорог с ремонтом, где установлены временные дорожные знаки. Просто потому, что реальность была такова: дорожные работы уже завершены, временные знаки не убраны, но участники движения понимают, что временный знак уже неактуален. Теперь по такому поводу гаишникам можно устраивать засаду. Тогда у меня вопрос: а какую ответственность будут нести дорожные службы, если не отучатся от своей «забывчивости»? Или, как в анекдоте, теперь сотрудники ДПС будут для прибавки зарплаты иметь в багажнике свой личный временный знак?»
Новый регламент сотрудников ДПС несет в себе потенциальную угрозу и тем, кто, попав в ДТП, пытается получить средства (или оплаченный ремонт) у своей страховой компании.
«Теперь после аварии нам не будут выдавать справки о ДТП — те самые, которые пострадавшие предоставляют в страховые компании, — поясняет Смирнов. — То есть сотрудники ДПС выезжают на место аварии и оформляют необходимые документы. Но справка теперь таковым документом не является. Однако по Правилам ОСАГО она требуется. И отсутствие справки инспектора является причиной для отказа в выплате ущерба».
Самая эффектная краска — белая
Самым же эффективным приемом по щипанию железного коня, убежден, можно назвать реализованный в Москве проект платных парковок. Сегодня все как-то уже позабыли о первоначальной идее — о разгрузке делового центра столицы. Зоны платных парковок давно перешагнули Третье транспортное кольцо. Подбираются платные зоны и с другой стороны МКАД — пример московских властей весьма заразителен. Берут его на вооружение и другие регионы нашей необъятной родины.
Ничего не имея против наведения порядка с транспортом, напомним, что, по мнению многих экспертов, платные парковки на проезжей части юридически необъяснимы. Это ведь не услуга и не сервис. Извлечение прибыли из того же самого асфальта, на котором просто нарисовали белые линии, — это прежде всего стимулирование простого и приятного занятия: делать деньги из ничего. К слову сказать, в Москве в районе Зарядья часовая парковка оценивается уже в 250 рублей. И кто сказал, что на этом аппетиты чиновников умерятся?