Российские граждане массово не соответствуют занимаемым должностям по объемам своих профессиональных навыков и знаний. Иными словами – они находятся в «квалификационной яме». Об этом заявили авторы совместного доклада международной консалтинговой компании BCG и World Skills, подготовленного при участии госкорпорации «Росатом».
«Квалификационной ямой» (skills mismatch) называют ситуацию, при которой компетенция работника является избыточной или недостаточной для занимаемой должности. По подсчетам авторов исследования, в России в таком положении находится 34 миллиона человек, что делает ее одной из главных проблем российского рынка труда.
При этом, по мнению генерального директора «Росатома» Алексея Лихачева, внедрение современных технологий, таких, как искусственный интеллект и роботы, лишь усугубляет проблему. Именно по этой причине около миллиона человек лишились работы.
Авторы доклада отмечают, что эта проблема характерна не только для России, но и для других стран. Так, в мире в «квалификационной яме» находятся около 1,3 миллиарда человек, и в следующие десять лет эта цифра может вырасти примерно на 100 миллионов.
Идеальная жертва
Ранее эксперты отмечали, что в ближайшие 10 лет должно начаться вымирание десятков профессий, связанных с выполнением рутинных операций. Собственно, этот процесс уже происходит: Сбербанк заменил около трех тысяч сотрудников компьютерными программами, в том числе поручил нейронной сети составлять судебные иски, заменив ею юристов. Однако пока – это лишь модернизация одной из структур, чей руководитель является большим фанатом искусственного интеллекта и машинного обучения. В будущем же процесс неизбежно наберет силу и станет общим экономическим трендом. И вот тогда у россиян массово возникнут проблем с трудоустройством.
По мнению экспертов, не менее трети наших сограждан могут потерять работу. «В России, по самым скромным оценкам, может быть сокращено до 30% персонала практически во всех секторах. Два основных фактора, которые будут влиять на это — низкая производительность труда и появление новых технологий», – заявлял в сентябре 2018 года партнер консалтинговой компании Strategy Partners Алексей Праздничных.
В топ профессий, которые попадут под массовые сокращения входят: водители, кондукторы, рабочие конвейеров, продавцы и кассиры, консультанты, бухгалтеры и финансовые сотрудники. Этот список практически полностью совпадает с перечнем самых востребованных и распространенных специальностей в российской экономике. По данным Росстата, среди мужских самой распространенной является профессия водителя: в 2018 году крутили баранку и жали на педали 6,6 миллионов шоферов и операторов самодвижущейся техники. На втором месте – работники металлообрабатывающего и машиностроительного производств: еще 3,8 млн человек. Третье и четвертое места делят строители и охранники – по 2,2 миллиона занятых представителей сильного пола.
Самые распространенные женские профессии также совпадают с теми, что уже в ходе первой волны роботизации могут быть заняты машинами. В первую очередь это касается продавцов (4,7 млн россиянок), специалистов в сфере бизнеса и администрирования (3,3 млн), а также работников экономической и административной сферы со средним образованием (2,2 млн). Правда, положение российских женщин все-таки лучше, чем у мужчин – за счет того, что многие из них работают в сфере образования (вторая по численности профессиональная группа с 3,7 млн занятых в ней), и им замена роботами в обозримой перспективе не грозит.
В целом, по оценке Boston Consulting Group, в 2017 году около 35% трудоспособного российского населения были заняты низкоквалифицированным трудом, который требует не высокой компетенции, а умений. И только 17% населения занимались интеллектуальной и творческой работой, предполагающей выполнение нерутинных операций. Исследователи отмечали, что процент таких специалистов в России – в 1,5 раза ниже, чем в Японии и США, и в 1,7 раза меньше, чем в Германии.
При всем этом российское общество далеко от понимания надвигающейся угрозы и необходимости заранее адаптироваться к меняющимся условиям. Проведенный в августе нынешнего года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опрос показал, что 80% наших сограждан не боятся вытеснения людей роботами. Большинство (51%) вообще не согласны с тем, что такое может произойти в ближайшее время. Больше всего робото-скептиков социологи обнаружили среди женщин (57%), людей в возрасте от 35 до 44 лет (55%) и россиян старше 60 (59%). Перспективу вытеснения людей с рабочих мест роботами считают реальной 47% наших сограждан, большую часть из которых составляют мужчины среднего возраста и молодежь.
В общем и целом, эти цифры показывают, что значительная часть россиян не только находится в уязвимом положении, но еще и психологически не готова бороться с вызовами, которые может принести ближайшее будущее.
Спасительная архаика
Отчасти такие настроения объяснятся текущим состоянием дел: Россия является одним из мировых аутсайдеров по внедрению промышленных роботов. Согласно исследованию Международной федерации робототехники, в Южной Корее на 10 000 работающих людей приходится 631 робот, в Сингапуре – 488, а в Германии – 309. Средний показатель для стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет 74 робота на 10 000 работников. В России же – всего 3 робота на десять тысяч человек. Это такой же показатель, как у Филиппин и Индии. Наши сограждане просто не видят того, как роботы год от года совершенствуются и занимают все новые и новые ниши на рынке труда.
Пока от стремительной роботизации нашу страну спасают два обстоятельства: чрезвычайно низкая цена рабочей силы, делающая невыгодной роботизацию российской промышленности и транспорта, и политика государства, стремящегося к поддержанию социальной стабильности, а потому субсидирующему ряд предприятий и отраслей, которые хоть и являются неэффективными, но обеспечивают работой значительный процент населения. Особенно явно такая политика реализуется в отношении моногородов, где закрытие даже одного убыточного предприятия неизбежно превращается в социальную катастрофу локального масштаба.
Однако будущее неостановимо. В настоящее время роботы уже рентабельны для замены китайских специалистов, чьи средние зарплаты с прошлого года превышают 60 тысяч рублей. По мере удешевления технологии и появления подержанных роботов они станут доступными и для более бедных экономик. Это хорошо видно на примере прогнозов по роботизации американской и китайской экономик. По прогнозу Оксфордского университета, через 20 лет в США будет роботизировано 50% рабочих мест, а в Китае – чуть меньше 30%.
В отношении России эксперты называют другие цифры. По расчетам специалистов Глобального института McKinsey, к 2030 в РФ будет роботизировано порядка 16% рабочих мест. Это приведет к сокращению рынка труда примерно на 10 миллионов вакансий. Средний возраст работников, которым спешно придется менять работу, составит 40–45 лет. При этом произойдет вымирание 5% профессий.
Авторы прогнозов неизменно подчеркивают, что процессы роботизации и автоматизации производств не только отбирают у людей рабочие места, но и создают их. Однако в искренность этих валидольных заявлений верится с трудом. Каковы шансы, на то что миллионы вчерашних дальнобойщиков, охранников, продавщиц и грузчиков смогут переквалифицироваться в гейм-дизайнеров, специалистов по векторной графике и программистов?.. Очевидно, что лишь немногие обладатели трудовых умений смогут обрести востребованные на рынке знания и вновь стать экономически востребованными. А это значит, что обществу придется столкнуться с безработицей невиданных доселе масштабов и найти применение согражданам, труд которых больше не будет нужен реальной экономике.
Тем временем
Во вторник, 27 августа стало известно, что в резюме соискателей на портале «Работа в России» появится новая графа — «Участие в волонтёрских программах». Об этом журналистам рассказал замглавы Роструда Денис Васильев.
По его словам, в ведомстве считают, что добровольческая деятельность – весьма важный опыт, который стоит учитывать при приёме на работу. «Опыт волонтёрства очень важен и является сильной характеризующей чертой соискателя», — подчеркнул Васильев.
Новшество начнет действовать со следующего года. В связи с этим портал планируется интегрировать с системой «Добровольцы России».