Авторы новой картины называют свое детище «цветная широкоэкранная кинокомедия», настойчиво подчеркивая преемственность «Каникул строгого режима» по отношению к «Джентльменам удачи» и другим шедеврам советского киноюмора.

Режиссер и актеры постарались сделать фильм «настоящим и легким одновременно», сняли не «ржачную комедию» а-ля Голливуд, а добрую сказку, словно из найденной на чердаке старой книги или снятой на «горючку» гайдаевской комедии. Главные герои совершают дерзкий побег из колонии строгого режима и прячутся: в летнем детском лагере, где начинают работать воспитателями. История, вызывающая в памяти вереницу гомерически смешного отечественного кино, созданного на тему счастливых пионерских каникул. Создатели этой связи совершенно не стыдятся.

Юмор ещё и в том, что волей судьбы бегут два антипода: матерый зэк Сумрак (Сергей Безруков) и питерский мент, оперуполномоченный Кольцов (Дмитрий Дюжев), севший за то, что поднял руку на взяточника.

Диалоги выписаны настоящими знатоками этой темы: один из сценаристов Федор Крестовый в свое время провел 12 лет в местах не столь отдаленных, другой, Андрей Кивинов, долго трудился в милиции. Такие фразы, как «Пройдет и по нашей улице инкассатор», претендуют на цитирование.

Актерам есть что играть, и Безруков с Дюжевым хохмят в свое удовольствие. Даже во второстепенных ролях — звезды: Алена Бабенко, Владимир Меньшов, Алексей Кравченко, Роман Мадянов, Людмила Полякова. Очень органичны маленькие актеры-дети — Игорь Петров, Гоша Вышиван, Полина Стремоусова.

Немного навязчивой кажется «японская тема» (в фильме есть и театр кабуки, и самураи), однако авторы утверждают, что таким образом хотят вывести картину из разряда бытовых комедий в разряд философско-метафористических.