Автобусы берут на таран

В последние дни в ДТП все чаще гибнут пассажиры общественного транспорта

В Ростовской области и Краснодарском крае объявлен траур по погибшим в крупнейшей за последние годы автокатастрофе на юге России. По последним данным, жертвами случившегося в пятницу лобового столкновения пассажирского автобуса и масловоза на трассе М-4 "Дон" стал 21 человек.

Трагедия произошла на 1107-м километре четырехполосной трассы в районе села Самарское Азовского района. Около полудня в рейсовый "Икарус", следовавший из Краснодара в Ростов-на-Дону, врезался вылетевший на встречную полосу "КамАЗ" с цистерной для перевозки масла. В столкновении погибли 18 пассажиров и оба водителя. Удар был настолько сильным, что прибывшим к месту аварии инспекторам ДПС даже не удалось определить марку автобуса - на асфальте дымилась лишь груда искореженного металла.

В причинах ЧП разбираются следователи. Их работу возглавляет глава ДОБДД РФ генерал Виктор Кирьянов, которого экстренно откомандировал на место трагедии министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. Пока гаишники полагают, что водитель "КамАЗа" внезапно почувствовал себя плохо и потерял сознание. Иначе трудно объяснить, отчего вдруг он направил тяжелую машину через разделительную линию на встречный автотранспорт.

Участок, где погибли люди, не считается аварийно опасным. Там нет опасных поворотов, видимость в тот день была отличной. Дорогу в этом месте недавно реконструировали. Правда, бетонные отбойники, разделяющие полосы, установить не успели.

Кстати, трасса М-4 "Дон" считается одной из самых аварийно опасных в нашей стране. По данным Минтранса РФ, в среднем в летний период на ней ежегодно гибнут до 3000 человек.

Это уже не первое трагическое ДТП с пассажирами автобусов за последние дни. В ночь на 20 июля под Новосибирском съехал в кювет и опрокинулся двухэтажный автобус "Мерседес", в котором на Алтай добирались 46 человек. Девять пассажиров погибли, в том числе ребенок.

В конце минувшей недели сразу два крупных ДТП произошло в Москве и Подмосковье, причем одно из них на все той же федеральной трассе "Дон". Первая авария случилась в субботу около 8 часов утра на 29-м километре внешней стороны МКАД. Автобус рейсового маршрута №37 высаживал пассажиров на остановке между Варшавским шоссе и Липецкой улицей, и его протаранил грузовик. От удара четыре пассажира получили травмы и были госпитализированы. По предварительным данным гаишников, виновником ДТП был водитель фуры, не соблюдавший дистанцию.

В два часа ночи в воскресенье грузовик Volvo выехал на полосу встречного движения на 56-м километре автотрассы "Дон" и протаранил две легковушки - Mitsubishi и "Жигули". Находившиеся в первой машине люди не пострадали, а водитель второго автомобиля и двое его пассажиров погибли. Водитель грузовика не пострадал и сейчас дает показания. Причины этого ДТП пока неизвестны.

По мнению экспертов, высокая аварийность на дорогах отчасти связана и с особенностями службы гаишников, которые больше беспокоятся о показателях своей работы, чем о безопасности водителей и пешеходов. Дело в том, что в системе ГИББД до сих пор практикуется пресловутая палочная система отчетности, когда гаишники получают от начальства план по количеству задержанных нарушителей, составленных административных протоколов, лишению прав и поиску угнанных автомобилей.

- Невыполнение плана "по палкам" карается значительно строже, чем уровень аварийности на данном участке, поэтому все силы гаишников брошены именно на наработку служебной отчетности, а не на безопасность, - рассказал "Труду" один из сотрудников Следственного комитета РФ, специализирующийся на расследовании должностных преступлений в системе МВД.

Сразу после аварии под Ростовом президент России Дмитрий Медведев на заседании Совета безопасности назвал эту ситуацию "расхлябанностью на дорогах".

Цена вопроса

Сколько стоят дороги

Стоимость строительства одного километра современной дороги в России колеблется от 165 млн. (более 5 млн. долларов) до 1,4 млрд. рублей (45 млн. долларов). Средняя стоимость составляет 12,9 млн. долларов за километр. Например, по проекту строительства платного выхода на МКАД с трассы Москва - Минск участок протяженностью 18,5 км обойдется в 25,7 млрд. рублей. В Великом Новгороде 2 км магистрали были построены за 328 млн. рублей.

Капитальный ремонт 1 км обходится в среднем в 10 млн. рублей. Общая протяженность дорог в стране, по данным Росавтодора, - более 1,1 млн. км. Площадь России при этом составляет более 17 млн. кв. км. Для сравнения: США при площади 9,5 млн. кв. км обладают сетью дорог протяженностью 6 млн. км, Германия (площадь - 357 тысяч кв. км) - 230 тысяч км. В Германии стоимость одного км автобана - 7-19,6 млн. долларов, в США - 1,2-116 млн. долларов. В Китае километр четырехполосной автострады обходится в 2,9 млн. долларов, в Бразилии - в 3,6 млн. долларов.