- На днях в Гудермесе состоялось представление главы администрации Чечни Ахмада Кадырова. Известно, что оно проходило не так гладко, как бы хотелось, - не все чеченцы довольны этим назначением. Какие задачи решали ваши подчиненные в день инаугурации?
- Мы обеспечивали безопасность участников мероприятия. Никаких эксцессов, как вы знаете, не было. Вообще, по распоряжению командующего объединенной группировкой федеральных сил в Чечне генерала Трошева наши подразделения должны не только уничтожать бандитов, но и защищать от нападения должностных лиц и мирное население республики.
- Видимо, поэтому штаб группировки "Восточная" расположен рядом с Центороем - родовым селом муфтия Кадырова?
- Нет, конечно, хотя провокации в районе Центороя не исключены. Сразу за селом начинаются горы, покрытые лесом, - "зеленка". На днях разведчики обнаружили там группу примерно из двадцати бандитов. Двое были убиты, остальные отступили. У разведчиков потерь нет. Преследуя противника, десантники обнаружили временный лагерь, два контейнера и пять подземных схронов оружия и боеприпасов. Не знаю, с какой целью бандиты находились вблизи Центороя, но скажу вполне определенно: сил на то, чтобы совершить мощное нападение на село, у них нет.
- Однако в мае недалеко от этого места, на дороге к поселку Новогрозненский из засады была обстреляна колонна десантников. Солдаты, которые участвовали в бою, рассказали мне, что с нашей стороны были убитые и раненые. Значит, у бандитов еще есть силы для проведения успешных операций?
- Обратите внимание на время нападения - середина мая. До этого момента действительно бандиты могли устраивать крупные засады. Но в последний месяц ни одной серьезной вылазки боевики не провели, хотя и грозились. Почему? В мае - июне мы провели ряд крупномасштабных операций в предгорьях, в Аргунском и Веденском ущельях, где наблюдалось сосредоточение бандформирований. Этим самым мы предотвратили проведение бандитами запланированных крупных операций в поселках Шали и Курчелой. Был нанесен очередной удар, после которого бандиты не смогли оправиться.
- И тем не менее многие говорят о том, что бандиты вот-вот попрут в Дагестан. До него ведь рукой подать - всего несколько километров.
- Говорить "попрут" неправильно. Это в сентябре прошлого года бандиты нахально "поперли" на дагестанское село Новолакское. Я как раз был там. Теперь обстановка изменилась. Наша группировка контролирует чуть не половину территории Чечни. И заверяю, что здесь нет такого местечка, где бы полевые командиры смогли собрать вместе и спрятать хотя бы 500 своих головорезов, чтобы прорваться в Дагестан. Наши войска стоят так, что крупному формированию не пройти. У нас хорошо действует разведка, в том числе агентурная. Все больше сведений о передвижениях бандитов мы получаем от местного населения, в том числе и от самих боевиков. В Дагестан способны просочиться маленькие группки.
- Партизанская война. О ней много говорят, но в чем состоит тактика такой войны?
- Она очень проста. Я бы назвал ее "тактикой пчелы". Маленькая группа пробирается к блокпосту или устраивает засаду у дороги, где проходят колонны. Несколько очередей из автоматов, пара выстрелов из гранатомета - и молниеносный отход. В сутки обстреливается один-два поста...
- Нападают те, кто постоянно прячется в лесах?
- Не всегда. В некоторых населенных пунктах бандиты легализовались, сбрили бороды и получили паспорта. Оружие спрятали вблизи сел (дома держать опасно, поскольку там проводятся регулярные зачистки и проверки). А когда нужно, достают его. Вербуют молодых чеченцев, которые не работают. Платят 100 долларов, остальные обещают выдать в лесу. Некоторые "клюют" на эту приманку. К сожалению, местные жители, бывает, помогают бандитам. По крайней мере не выдают их властям. Но это, я считаю, явление временное. Все больше чеченцев начинает понимать, из-за кого они страдают, подвергаются суровым проверкам и зачисткам. Некоторые сообщают о спрятанном оружии. То есть помогают нам решать одну из главных задач - находить базы, землянки, маленькие лагеря боевиков, схроны. Оружия по лесам спрятано много.
- Чтобы быстро обнаруживать группы боевиков, их лагеря, находить склады с оружием, нужна хорошая техника, в том числе электронная. Я знаю, что над "зеленкой" в ночное время летают вертолеты с тепловизорами, которые распознают противника в темноте. Но хватает ли приборов и техники, чтобы вести борьбу с "партизанами" на современном уровне?
- Самый больной вопрос. Средства наблюдения, обнаружения, слежения и так далее имеются, но не у нас, поскольку массово они пока не выпускаются... Есть единичные экземпляры приборов, которые "видят" сквозь "зеленку" (тепловизоры этого не могут), способны обнаружить склад оружия на глубине до пяти метров под землей... Много чего есть.
- Чем приходится восполнять острую нехватку современной военной техники? Ведь на той стороне воюют совсем не дилетанты.
- Это вы подметили точно: столкновения с бандитами показывают, что боевая подготовка у них основательная. Боевики, обучавшиеся в лагерях, владеют многими видами оружия - пулеметом, автоматом, гранатометом, могут стрелять из миномета, способны поставить мину, растяжку, умеют правильно передвигаться на поле боя и даже по заминированной местности. Я читал записные книжки и наставления для рядового состава бандформирований. Не казенно, а очень доходчиво расписаны там приемы преодоления любых препятствий. Пишется, например, что по склону надо ползти ужом. Такое сравнение поймет любой пастух.
- Вы заимствуете у противника какие-то находки?
- Противники всегда учатся друг у друга, хотя основные принципы ведения боевых действий одинаковы. Дело не в заимствовании, а в приобретении опыта. На войне он всегда, к сожалению, кровавый. Известная шестая рота 104-го десантного полка из сотни бойцов вступила в бой с 1500 боевиков. Рота сражалась по всем правилам боевого искусства, не дала обойти себя с флангов. Вчера разведчики удачно использовали такой прием, как засада.
- Раньше, я помню, войскам оказывалась гуманитарная помощь. Но война затянулась, от нее все устали. Сказалось это на обеспечении солдат?
- Все необходимое есть. Не хватает овощей, фруктов, зелени, мяса. Негде хранить. Приходится налегать на консервы.
- Есть ли случаи так называемых неуставных отношений?
- О дедовщине здесь забыли. Не те условия. Молодого тут под пулю не подставят - это точно.
- Я не раз слышал, что в Чечне у наших солдат и офицеров снова в ходу такое слово - "родина".
- И не только оно. Честь, достоинство, патриотизм. Я бы сказал, что идет борьба не только с бандитами, но и за чистоту души и совести каждого россиянина...