Недавно глава ИНТЕРРОСа Владимир Потанин заявил, что не считает себя олигархом. Между тем все последние годы его принадлежность к этому "сословию" ни у кого сомнений не вызывала. Понятно, что называться "олигархом" стало предосудительным и от этого клейма хотят откреститься. Возглавляющий РСПП Аркадий Вольский даже предлагал отказаться от понятия "олигарх" и называть сверхбогатеев магнатами. Его призыв не был подхвачен. Ведь мощное экономическое и политическое влияние немногих и составляет смысл слова - олигархия.
Появление небольшой группы долларовых миллиардеров на фоне экономического спада и роста нищеты - специфически российское явление. Конечно, концентрация капитала и производства происходит повсеместно. Такова объективная закономерность развития техники и экономики. Страны Запада давно обрели своих промышленных и финансовых олигархов, хотя их мощь и диктат и сдерживают антимонопольные законы. Особенность российской действительности в том, что появление олигархов не было результатом закономерного процесса роста экономики и накопления национального богатства. Они унаследовали уже существующее имущество, самые жирные и жизнеспособные куски умирающей плановой системы, тогда как Америка и Европа обрели своих финансово-промышленных магнатов в ходе общего подъема экономики. Там гигантские состояния накапливались на протяжении полутора столетий благодаря реальному личному вкладу основателей компаний в развитие и организацию производства. Выдающиеся изобретения Эдисона были у истоков рождения самой крупной и богатой корпорации мира "Дженерал электрик". А в наше время гигантское состояние Билла Гейтса - продукт его интеллектуального и организационного вклада в развитие компьютерной техники и ее программного обеспечения. Даже бароны-разбойники Дикого Запада, набивая свои карманы, способствовали прогрессу экономики.
Раздел общенародной собственности в России был осуществлен без реальной оценки ее стоимости. Ваучеры, которыми "осчастливили" население и которые давали формальное право приобретать акции предприятий, стали средством обогащения для тех, кто осуществлял акционирование. Они их скупали по бросовой цене и обменивали на собственность по балансовой, еще дореформенной цене. Очень скоро эта цена возросла в сотни и тысячи раз.
Одним из средств быстрого обогащения стали залоговые аукционы, позволившие узкой группе близких к власти лиц прибрать к рукам по дешевке лакомые куски народной собственности - нефтяную промышленность, цветные металлы и т. д. Приобретение активов по бросовым ценам да еще на деньги, заимствованные у государства,- главный источник становления, обогащения олигархов.
Известный американский ученый Маршалл Голдман, изучающий эти проблемы, не случайно назвал свою последнюю книгу "Пиратизация России: почему российские реформы провалились". В ней он пишет: "В благодарность за свой выход победителем на выборах 1996 г. из почти безнадежного положения Ельцин охотно пошел на то, чтобы семь организаторов его победы - Петр Авен, Борис Березовский, Михаил Фридман, Владимир Гусинский, Михаил Ходорковский, Владимир Потанин и Александр Смоленский поделили между собой некоторые из принадлежащих государству наиболее ценных активов в сырьевых отраслях и средствах массовой информации. В дополнение он назначил двоих из них - Потанина и Березовского - на высокие государственные посты".
Если вы, будучи госчиновником, используете свою власть и служебную информацию для личного обогащения, то в странах Запада это преследуется по закону. А у нас вся история с покупкой ГКО крупными чиновниками - пример быстрого обретения состояний. Ходорковский в 1993 г. занимал пост заместителя министра топлива и энергетики, что помогло его группе МЕНАТЕП приобрести в 1995 г. 78% акций нефтяной компании ЮКОС на пресловутом залоговом аукционе за 309 млн. долл. В 2002 г. капитал ЮКОСа уже оценивался примерно в 15 млрд. долларов.
Еще одно отличие от практики европейских стран состоит в том, что там с помощью приватизации оздоравливали убыточные предприятия, а у нас в первую очередь приватизировали самые доходные и прибыльные. Наша приватизация вопреки здравому смыслу имела целью отнюдь не сделать экономику эффективней. Чубайс довольно откровенно говорил: главная задача - сделать перемены необратимыми, другими словами, - создать социальную опору для новой власти. Неудивительно, что со сменой собственников в России не начался подъем экономики.
В Саудовской Аравии, Кувейте, Норвегии, Венесуэле, других нефтедобывающих странах крупнейшими остаются государственные компании. Там почти все доходы от нефти, до 90%, идут государству, которое потом инвестирует их в национальную экономику. Такой путь, на мой взгляд, как раз и является нормальным.
Наши олигархи эксплуатируют недра, предпочитая не думать о пополнении разведанных запасов и экологии. Они выдаивают предприятия, доставшиеся по бросовым ценам, от которых затем нередко избавляются. Поэтому с точки зрения как народного хозяйства в целом, так и интересов подавляющего большинства россиян, подобное ведение дел назвать эффективным нельзя.
Впрочем, оно очень эффективно для тех, кто имеет доступ к откачиванию нефти за пределы России. Все годы реформ капиталы выводятся из страны и укрываются в оффшорах. Ведь только руководители одной нефтяной кампании в одной лишь Швейцарии и только на личных счетах сумели укрыть около пяти миллиардов долларов. И что эти пять миллиардов - честно заработанные деньги?
Беспрецедентное бегство капиталов происходило как раз в основном из добывающих отраслей. Из страны выкачивали ежегодно 10 - 20 млрд. долл. Сквозь пальцы государственных чиновников, призванных контролировать разные стороны экономической жизни, протекали огромные средства, о которых мы даже не имеем точной информации.
И все же основной порок наших рыночных реформ, о чем сегодня мало говорится, моральный. Ведь у нас вознагражден не честный собственник и не честный производитель, а тот, кто умеет ловчить. Если люди видят, что их труд оплачивается несправедливо, а тем временем на основе обмана, подкупа, близости к власть имущим и прислуживания им возникают огромные состояния, это влияет на поведение. Встает вопрос: почему ему можно воровать, а нам нельзя? Почему добросовестность оказалась ненужной и даже наказуемой? В итоге общество деградирует и нравственно, и экономически. А это - очень опасный процесс.
МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ
Состояние:15,2 млрд. долларов. 40 лет, женат второй раз, четверо детей.
Самый богатый человек России перепробовал много занятий. Был плотником, функционером ВЛКСМ, заместителем главы Минтопэнерго и руководителем самой успешной нефтяной компании. В соавторстве с Леонидом Невзлиным написал книгу "Человек с рублем", в которой призывал народ смириться с появлением в России богатых людей.
РОМАН АБРАМОВИЧ
Состояние: 12,5 .млрд. долларов. 37 лет, женат второй раз, пятеро детей.
"Роман похож на ребенка в лавке сладостей. Он работал не покладая рук, чтобы заработать свои деньги, - и теперь наконец наслаждается", - писала британская "Daily Star". Полгода назад за 122 млн. долларов приобрел яхту "Пелорус", защищенную как военный корабль: пуленепробиваемые иллюминаторы, система оповещения о ракетном ударе и даже маленькая подводная лодка, на которой можно незаметно скрыться.
ВИКТОР ВЕКСЕЛЬБЕРГ
Состояние: 5,9 млрд. долларов. 47 лет, женат, сын и дочь.
Вексельберг не участвовал в залоговых аукционах, не открывал собственный телеканал, не критиковал власть и не вступал в открытые конфликты с коллегами. За это родина наградила Вексельберга хорошими активами в нефтедобыче (ТНК) и цветной металлургии ("СУАЛ-Холдинг").
ВЛАДИМИР ПОТАНИН
Состояние: 5,4 млрд. долларов. 43 года, женат, трое детей.
Именно Потанин в 1995 году придумал печально известные залоговые аукционы, в ходе которых и получил в собственность "Норильский никель". В 1996 году Потанин поработал вице-премьером российского правительства.
ОЛЕГ ДЕРИПАСКА
Состояние:4,5 млрд. долларов. 36 лет, женат, один сын.
Дерипаска контролирует крупнейшую алюминиевую компанию России, - Горьковский автозавод и 56% российского производства автобусов, а также Красноярскую ГЭС и еще сотни других предприятий. Не прошли даром и контакты Олега Владимировича с властью: в 2001 году предприниматель вступил в брак с Полиной Юмашевой, дочерью зятя Бориса Ельцина Валентина Юмашева.
АЛЕКСЕЙ МОРДАШОВ
Состояние: 4,5 млрд. долларов. 38 лет, женат второй раз, трое сыновей.
Гендиректора "Северсталь-групп" в родном Череповце за глаза зовут "Танком". Деловая хватка плюс хорошее образование - Мордашов учился в институте, где преподавал Чубайс, - принесли результат. Он контролирует Череповецкий металлургический комбинат, УАЗ и Заволжский моторный заводы, порты на Черном и Балтийском морях.
АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО
Состояние: 1,2 млрд. долларов. 32 года, холост.
Самый юный российский миллиардер начинал карьеру с частных услуг по обмену валюты. Сегодня его МДМ-банк входит в десятку крупнейших российских банков. Мельниченко также контролирует значительный пакет акций РАО ЕЭС, его компания СУЭК добывает более трети всех энергетических углей в России, а "Еврохим" - крупнейший производитель удобрений.
По материалам журнала "Русский Форбс"