Триумфальную арку Пальмиры знают все. Она украшала обложку школьного учебника по истории Древнего мира, из которого о величии египетских пирамид, изяществе Парфенона, грандиозных памятниках Римской империи узнало несколько поколений россиян. Когда арка была взорвана террористами ИГИЛ (организация запрещена в РФ), в это, казалось, невозможно было поверить.
Позади уже были взорванные знаменитые дворцы ассирийских царей в Нимруде (Ирак), почти уничтоженный Национальный музей в Багдаде, американские танки на руинах Вавилона, разграбленные и покалеченные шедевры из Египетского музея в Каире. Однако именно Пальмира, величественная и хрупкая жемчужина Ближнего Востока, стала знаковым рубежом, точкой невозврата.
Фото из фондов Библиотеки им. М.А.Волошина (слева), фото военного фотографа Евгения Келя с выставки «Непобедимая Пальмира», развернутой в Библиотеке им. М.А.Волошина
На Западе вкладывают большие деньги и силы в раскрутку образа «спасителей мира». В России с этим куда скромнее. А жаль. Люди должны знать тех, кто спасал Пальмиру. Именно благодаря России сохранен великий город древности, Россия теснит террористов и их спонсоров и отправляет на спасение культурного наследия лучших специалистов.
Полковник Дмитрий Карпишин, подполковник Роман Круподеров, майор Роман Поцелуйкин, сержант Вячеслав Нечаев, рядовой Артем Солдатов. Имена этих наших соотечественников пока известны, в основном, в профессиональном кругу. А справедливо было бы, чтобы о них узнали все, ибо в труднейших военных условиях Сирии они сделали почти невозможное.
Представьте себе: авиабомба, не разорвавшись, пробила этажи Пальмирского археологического музея и упала в подвал, ее нужно обезвредить, и проще всего ее попросту взорвать в подземелье, над которым в запыленных залах хранятся тысячи бесценных реликвий древности. Так безопаснее для людей. Но будет нанесен ущерб мировому культурному наследию, который невозможно оценить. Альтернатива — вынести бомбу на руках. В наше время «диванных экспертов» из соцсетей подобное кажется эпизодом голливудского фильма. Однако это было в реальности, и сделали это наши военные, чьи имена вы теперь знаете.
На выставке «Непобедимая Пальмира», которая открылась в Москве, в известной востоковедческими традициями Библиотеке имени М.А. Волошина (этим проектом библиотека отмечает свой 100-летний юбилей), есть старинные кадры начала XX столетия. Романтический образ пальмирских колоннад, арок, гробниц и стен, которые, несмотря на прошедшие тысячелетия, были повреждены меньше, чем за последние пять лет. А рядом уникальные кадры военного фотографа Евгения Келя, который побывал в Пальмире в 2016-м, когда российские специалисты из Противоминного центра Минобороны РФ разминировали большую часть города. Ослепительное солнце, фронтоны древних храмов из желтоватого известняка и финиковые пальмы, кажется, символизируют торжество красоты над временем. Но если приглядеться, нетрудно заметить камуфляжную форму, остатки вооружения, военные вертолеты в небе.
И бесконечные красно-белые ленты, за которые по-прежнему нельзя заходить: там мины, которыми террористы напичкали древние памятники с особой изощренностью. А вот огромные блоки камня, сохранившего местами декорировку в виде вырезанного массивного цветочного орнамента, валяются в хаосе на земле. Это все, что осталось после взрыва от знаменитой триумфальной арки.
«Об этом нельзя молчать, — говорит куратор проекта „Непобедимая Пальмира“ искусствовед Анна Соловейчикова. — Мы должны рассказать о наших парнях, которые разминировали Пальмиру, рисковали жизнью ради того, чтобы грядущие поколения могли видеть восхитительные памятники искусства».
Это, если хотите, наш ответ варварам и варварству. Как и концерт, который был сыгран в 2016 году под руководством Валерия Гергиева в античном театре Пальмиры. В отличие от многих рекламных акций Запада, это было глубокое, многомерное послание каждому из людей, независимо от цвета кожи, страны проживания и религиозной принадлежности. Послание о том, что культура — это жизнь и она в большой опасности. В атриуме под сирийским солнцем медленно увядали цветы перед портретом доктора Халеда аль-Асада, хранителя Пальмиры, которого убийцы расстреляли у этих камней, поняв, что он не откроет, где хранятся главные шедевры, вывезенные из Археологического музея. А значит, их не удастся украсть и продать коллекционерам на Запад, как продают сейчас на черном рынке десятки тысяч памятников из Сирии и Ирака, лишая Восток наследия, а всех нас — важнейших страниц в книге культурной памяти.
В Пальмире все спокойно. Фото военного фотографа Евгения Келя с выставки «Непобедимая Пальмира», развернутой в Библиотеке им. М.А.Волошина
Пока мы помним о том, что произошло у древних камней Пальмиры, — мы все еще имеем шанс называть себя просвещенным человечеством и, возможно, не испытать стыда перед детьми и внуками, отвечая на вопрос, почему тот или иной шедевр остался только на фотографиях в старых книгах. А наша гордость в том, что у спасителей Пальмиры — простые русские имена. И в том, что это для них — «просто работа». Их огромный труд на фотографиях различить не так просто: пышные колоннады, высокая трава, золотой песок. Все очень красиво. И только напряженные лица военных и стойки служебных собак выдают то, что среди камней все еще обитает смерть.
Сирия по-прежнему переживает трудное время. Если бы не российская военная и гуманитарная поддержка, то на ее месте давно уже был бы испепеленный кусок пустыни с парой нефтепроводов.
Как говорят специалисты, триумфальную арку Пальмиры можно отреставрировать — в истории не раз случалось так, что разрушенные камни великого памятника вновь возвращались на свои места в знак того, что искусство, честные руки и сама жизнь — сильнее смерти и алчности.