В понедельник, 27 марта Следственный комитет по Иркутской области предъявил окончательное обвинение по 60 убийствам 52-летнему маньяку Михаилу Попкову. Преступник уже отбывает наказание в тюрьме, согласно приговору, вынесенному в 2015 году: его признали виновным в убийствах 22 женщин и приговорили к пожизненному заключению.
«Попков совершил в Иркутске и Иркутском районе, в городе Ангарске и Ангарском районе, городе Усолье-Сибирском и Усольском районе, за 20 лет не менее 82 убийства. Возраст потерпевших – женщин, убитых им, варьируется от 16 до 40 лет. При этом их социальный статус и положение в обществе были абсолютно разными, - рассказала журналистам старший помощник руководителя СУ СК РФ по Иркутской области Карина Головачева.
Жертвами маньяка чаще всего становились девушки и женщины, возвращавшиеся поздними вечерами из гостей, из кафе или ресторанов. Попков на машине подкарауливал их на улицах или автобусных остановках, предлагая подвезти домой, а затем увозил за город, в лес, насиловал и убивал. Первое из его преступлений датировано 1992 годом, последнее – 2010-м. Поймать маньяка удалось только в 2012 году, благодаря колоссальной работе, проведенной следователями.
Сам ездил на места своих убийств
В 90-е годы Попков работал помощником оперативного дежурного в милиции города Ангарска. Вместе с женой он воспитывал дочь, в которой, по словам знакомых, не чаял души. Все считали его примерным семьянином, не догадываясь, что по вечерам мужчина занимается тем, что сам на допросах охарактеризовал как «избавление города от падших женщин».
Начиная с 1992 года вдоль дорог, у садоводческих товариществ в окрестностях Ангарска, стали находить трупы женщин разных возрастов. Довольно скоро правоохранители поняли: в городе орудует серийный маньяк. Однако найти и вычислить убийцу не удавалось много лет.
Часть преступлений Попков совершил прямо во время дежурств. Более того: несколько раз ему доводилось самому выезжать в составе опергруппы на места им же совершенных убийств.
«Я выезжал в качестве милиционера на два места своих преступлений, за которые я осужден, - рассказал маньяк корреспонденту «КП». – В одном случае был обнаружен труп через несколько месяцев, в другом - буквально на следующий день. Если я приехал с сотрудниками, как что-то от них скрыть? Как дежурный или как помощник оперативного дежурного я вообще не касался расследования. От меня требовалось зарегистрировать сообщение, обеспечить их транспортом, и вывезти на место происшествия».
«Худшее развитие сценария»
Также Попков заявил журналистам, что одной из причин, сформировавших его отношение к женщинам и толкнувших на серию убийств, стали подозрения, что супруга Елена ему изменяет.
«Если бы я конкретно ее застал, я бы, может быть, по-другому поступил, - рассказала маньяк. – Была ситуация такая у меня, были основания не доверять, подозревать, постоянно сталкиваясь с изменами. Даже на примерах моих сослуживцев, коллег. Определенный отпечаток это откладывает. Я себе оправдания не ищу. Да, был какой-то толчок. Но, если я вам сейчас скажу, что у меня крышу сорвало, спокойно не мог относиться к таким, это будет не совсем правдиво. Простил. А то, что потом, впоследствии было. Это уже последствия всего. Просто каждый человек по-своему это переживает или ну для кого-то это может спокойно, он легко пережил и забыл, для кого-то более болезненно. В моем случае то, что мы получили в конце концов – самое худшее развитие сценария», - добавил он.
После ареста супруга Елена Попкова некоторое время выступала в его защиту, заявляя, что не верит, что Михаил мог совершить столько зверств. «Мой муж любящий, заботливый, - уверяла она. – Никогда в его поведении ничего подозрительного не замечала. Сейчас я стараюсь его поддерживать, езжу к нему на свидания в СИЗО».
Однако позже, когда вина Попкова по 22 эпизодам убийств была доказана, женщина и ее взрослая дочь продали квартиру в Ангарске и уехали из города, прекратив общение с мужем и отцом.
Один из тридцати тысяч
Уголовное дело ангарского маньяка насчитывает более 300 томов. В первоначальном списке подозреваемых фигурировало 30 тысяч имен. За время следствия правоохранители провели свыше сотни проверок показаний свидетелей на месте. Было допрошено более 900 свидетелей, организовано более 200 судебных экспертиз.
Поймать маньяка удалось благодаря экспертизе ДНК. Дело в том, что в числе подозреваемых были владельцы автомобилей «Нива» - следы от протекторов машины данной марки остались на местах нескольких убийств; проверяли и людей с третьей группой крови, выявленной у преступника, и всех, кто так или иначе был связан с правоохранительными органами.
Криминалисты успели исследовать четыре тысячи образцов, прежде чем в 2012 году очередь дошла до Попкова. Образец слюны, взятый у бывшего милиционера, неожиданно совпал по генотипу с образцами спермы, полученными от трех жертв маньяка. Убийца был задержан в поезде по пути во Владивосток, куда отправился покупать новый автомобиль.
Проводившие экспертизу Попкова психиатры пришли к выводу, что мужчина абсолютно здоров и вменяем. Насилуя и убивая женщин, он прекрасно понимал, что творит. Единственным обнаруженным у него отклонением оказалась гомицидомания – страсть к убийствам с элементами садизма, которая, правда, не считается психическим заболеванием.
В беседах со следователями Попков не отрицал своей вины; наоборот, он несколько раз хвастался, что ухитрился стать маньяком «круче Чикатило». Если судить по количеству жертв, это действительно так: «послужной список» ростовского потрошителя насчитывает 65 убийств, Попков же отправил на тот свет не менее 82 человек.