Главная Культура 00:17 27 Марта 2013 17722
Звягинцев: Фильм «Левиафан» будет многолюдным

Режиссер Андрей Звягинцев - о своем будущем фильме

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Знаменитый кинорежиссер, триумфатор Венецианского и Каннского фестивалей Андрей Звягинцев редко дает интервью. Еще реже рассказывает о готовящихся проектах. Поэтому работа над его новым фильмом «Левиафан» окутана флером таинственности. Но во время недавней церемонии вручения премии «КиноСоюза» «Элем», где Звягинцев наряду с Александром Сокуровым был одним из двух лауреатов, а автор этих строк — ведущим небольшого праздничного действа, удалось, пусть коротко, пообщаться с режиссером. Естественно, первым делом разговор зашел о творческих планах.

— Что у меня может быть в планах? Снимать кино, разумеется. Совершенствовать свое мастерство. (Улыбается.) Помните, чеховский Тригорин однажды осознал свое положение как замкнутый цикл: написал повесть, теперь нужно писать следующую, а за ней еще одну — и так без конца. К счастью, пока я нахожу в этом положении только радость и удовольствие.

Возможно, вы заметили: мои фильмы выходят достаточно редко — раз в четыре года. Во всяком случае, до последнего времени это было именно так. Но не только от меня самого зависит этот мой ритм. Есть несколько готовых сценариев, которые лежат, что называется, на столе, ждут своего часа, и с которыми я готов запуститься в любой момент. Не стану скрывать: их можно отнести к высокобюджетным проектам. Отчасти отсюда и трудности с их реализацией. Но когда я недавно узнал, в какие серьезные порой суммы укладываются бюджеты иных российских фильмов, то понял, что мои неснятые картины — довольно скромны по предполагаемым затратам: Надеюсь эти проекты вскоре осуществить.

А сейчас готовлюсь к съемкам новой картины. Еще в июле прошлого года с продюсером Александром Роднянским, с которым мы вместе делали «Елену», я запустился с фильмом под рабочим названием «Левиафан». Три месяца — с августа по октябрь этого года — нам предстоят съемки на севере страны, на Кольском полуострове, а точнее, в городе Кировск Мурманской области. Уже в мае там начинается строительство декораций. А сейчас ежедневно, практически без выходных, продолжаю работать над режиссерским сценарием и параллельно провожу пробы актеров.

— Приоткройте тайну: что за жанр будущего фильма, о чем история?

— Не люблю рассказывать о фильме, пока он не снят. Мне кажется это предательством по отношению к замыслу. Но с каждой новой встречей с журналистами приходится чем-то делиться. Вот и сейчас, возможно, что-нибудь еще выболтаю из того, о чем пока не говорил. Не люблю разглагольствовать и о жанрах, но коль уж вы спросили, скажу: это драма, постепенно переплавляющаяся в трагедию. Во всяком случае, начинается сценарий как социальная драма, драма отношений, драма человеческой неустроенности в новой стране. Ближе к финалу мало-помалу маховик этой истории должен, как я очень надеюсь, раскрутиться до масштаба мифологического. До проблематики человеческого удела на земле вообще.

Надеюсь, картина будет нести не узко национальное, а общечеловеческое содержание. Но притом история целиком завязана на сегодняшнем дне, она будет укоренена в знакомой нам до боли реальности. В фильме остро прозвучат актуальнейшие проблемы социального характера — они волей-неволей взрывают сюжет...

Для меня новый фильм по сравнению, скажем, с «Еленой» будет непривычно многолюдным. Круг центральных героев — это шесть-семь человек, но в целом в картине прописано более 15 персонажей. И все они для нас очень важны. Сюжет постепенно будет вовлекать их одного за другим в полную драматизма воронку...

— А конкретнее?

— Вообще-то я боюсь в разговоре с вами сказать больше, чем следует. Невольно можно выболтать какие-то важные вещи, которые зритель должен увидеть непредвзятым взглядом. Давайте все-таки дождемся результата. Очень надеюсь, что весной 2014 года фильм будет готов. Он будет большим, даже масштабным. Я подписал договор на 2 часа 10 минут. И сам бы очень хотел, чтобы хронометраж оставался в этих берегах, но все определит ритм истории. Роднянский — человек, понимающий и чувствующий такие вещи. Он умеет слышать автора, его будущий фильм. И, похоже, никакие трудности его не могут остановить. Они его, похоже, только заводят. Но давайте на этом я и остановлюсь. Потому что лучшее, что может быть, — это оставить зрителя лицом к лицу с самим фильмом.

— Три ваших предыдущих фильма — «Возвращение», «Изгнание», «Елена» — основаны на весьма драматичном материале. Новая картина, судя по сказанному вами, тоже не сулит особого оптимизма. Наивный вопрос: а комедию снять не хочется? Лавры, условно говоря, Гайдая вас не прельщают?

— Нет, лавры Гайдая мне точно не снятся, у меня другая судьба. Ты же не можешь по команде, даже своей собственной, взять и однажды сказать: а не попробовать ли мне снять комедию? Так не бывает. Ты просто живешь, размышляешь о жизни, о выпавшей на твою долю эпохе, и к тебе со временем приходят истории из реальности или из литературных источников, которые буквально диктуют тебе: вот это просто необходимо сегодня снять. И так уж выходит, что истории эти неизменно полны внутреннего трагизма.

Все три сценария, которые лежат у меня на столе, — из того же ряда. Один сценарий, например, посвящен теме Великой Отечественной войны. Он состоит из трех новелл, собранных в полный метр. Давно мечтаю о реализации этого замысла, он меня очень волнует. В этом сценарии нет ура-патриотизма, но есть подлинная история людей, попавших в страшную мясорубку войны. Еще один замысел относится ко временам Киевской Руси. Согласитесь, тоже мало веселого...

Иногда позволяю себе взять в руки присланный мне комедийный сценарий. На титульном листе ведь так и написано: «комедия». Кстати, у Чехова тоже на титульном листе и «Вишневого сада», и «Чайки» значится «комедия», но мне отчего-то кажется это странным. И наверняка странность эта лежит только во мне самом, но так уж я устроен, и с этим ничего не поделать. Так вот, читаешь такой сценарий и порой понимаешь, что это даже интересно и может быть кем-то неплохо реализовано. Но точно не мной. Меня это отчего-то не волнует. Не вижу себя на съемочной площадке этого фильма. А если такого импульса нет, бесполезно браться за дело, как и рассуждать об этом или изобретать ответы, которые я волей-неволей сейчас изобретаю для вас.

Уж извините, но я вижу мир в трагических тонах, такова моя природа. И потом, представьте себе, если бы вам довелось спросить у Гайдая, отчего бы это ему не снять «Гамлета», например? Как думаете, что бы он ответил?

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9373
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7095
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?