В Донбассе — худой мир. Противники, не сводя друг с друга глаз, прячут оружие за пазуху. И вроде можно успокоиться, отвлечься от новостей из Горловки и Дебальцево, вернуться к повседневным заботам, ко внутрироссийским делам. Но что-то мешает. На душе грозные предчувствия. Украина — вот что тревожит. Она по-прежнему заставляет всматриваться в свои бездны. И после минских соглашений она полна деструктивных энергий, живет войной, источает угрозу.
Украина опасна не армадами устаревших танков, которые, пополнившись «летальным оружием» из США, если верить киевским сказочникам, вот-вот обрушат «удар возмездия» на Крым, отберут «исконно украинскую» Кубань, на кураже докатятся до Москвы. Страшна Украина своей прогрессирующей неадекватностью, оторванностью от мирных планов и созидательной жизни. Глядишь на нее и гадаешь: что она устроит на этот раз? По соседству с нами, в хате старого друга, вдруг обнаружился душевнобольной с керосином и спичками. И теперь мы живем точно на пороховой бочке — всегда начеку.
На наших глазах по ту сторону так и не выкопанного пограничного «чудо-рва» происходит крушение так и не выстроенного майданного «чудо-государства». Президент Порошенко толком не контролирует силовые структуры, ему не подчиняется половина областей. Боевые батальоны олигархов формируют свой «генштаб» и берут штурмом администрации тыловых городов. На Украине множится хаос управления на фоне гражданской войны — а ведь в истории не бывало случая, чтобы такая смута не задела соседей.
Прямо сейчас Украина привыкает жить без экономики. Ее ВВП рухнул на четверть. Ее национальная валюта, подешевев за год в пять раз, «планово и организованно» идет на дно. Золотовалютный запас истрачен на лондонское поместье экс-министра обороны. За газ платить нечем. Промышленность захирела без связей с Россией, на корню обрубленных «евроассоциацией». Посевная сорвана: ни бензина, ни селян. Одни сбежали от мобилизации, другие отвоевались — в земле. Надежда на кредиты с Запада? Так они пойдут на выплату старых долгов.
Все это давно могло бы привести к социальному взрыву. Но на Украине протест задавлен военной риторикой и пропагандистской накачкой. Весь мобилизационный пыл Майдана переплавлен в параноидальный поиск врагов. Чтобы украинский народ не задавался лишними вопросами, его уже год держат в состоянии непрерывной антироссийской истерии. Давление нарастает, но крышку не срывает. И все же когда Украина рванет — а рванет она непременно, — мало не покажется. Миллионы беженцев хлынут в сопредельные страны — спасаться от войны, от разрухи.
Но сейчас — помрачение умов. За призывы к новому Майдану — застенки СБУ. Когда-то в советских газетах писалось про «милитаристский угар». Но поглядим на Украину: вот он, тот самый! Заводы стоят, лишь Харьковский танковый пашет в три смены. На последние деньги Порошенко закупает «вундерваффе» в ОАЭ — и это названо прорывом, победой. За несколько месяцев бойни в Донбассе болевой порог у нации снижен в разы. Кажется, отними у нее энергетику или здравоохранение, она и тогда поверит в «перемогу над Россией».
Когда же очередной провал замаскировать под победу невозможно, наступает время сногсшибательных историй про «агентов Путина». Чуть только проклюнулся мир, как посыпались теракты. Взрыв в Харькове — и вот уже зона АТО расширена еще на одну область. Подполье в Запорожье, «российские диверсанты» в Киеве, заговор в Одессе — и общество бьется в припадках, требует крови, вместо хлеба жаждет разоблачений.
Зачем спасать экономику и реанимировать гривну, когда можно учредить «информационные войска» при оруэлловском министерстве информполитики? Тысячи бойцов виртуального фронта вдалбливают соотечественникам, что Украина только что снова посрамила «рашистов», а десятки тысяч день и ночь выискивают внутренних врагов Майдана. Поздравила с 23 февраля? Уволить! Нацепил георгиевскую ленту? В мусорный бак мужика! Позвонил в российское посольство? За решетку!
Чуя «руку Москвы» в каждом безобразии, видя «происки ФСБ» во всякой неурядице, украинское общество — пусть далеко не всё, но в самой деятельной своей части — мечтает покарать Россию. После харьковского теракта на Украине всерьез заговорили о переносе «террористического сопротивления» на российскую землю. «Законными» признаны не только военные цели, но и объекты инфраструктуры. Ну а на крайний случай — «свидомые» давно говорят об этом — на территории самой Незалежной имеется АЭС. Отморозки готовы взорвать их к едрене-фене в качестве широкого прощального жеста.
Так что взрыв случится по-любому — не ядерный, так социальный. То, что сегодня творит Киев, ведет к хаотизации уже не просто Украины, а целого континента. Под стон «Ще не вмерла...» и аплодисменты из Вашингтона, в свете факельных шествий и чаду от горящих покрышек, с напутствиями от вечно мертвого Бандеры Украина готова сгинуть, утянув за собою побольше тех, кто оказался поблизости.
Начистоту
«Украина не может нормально существовать в отрыве от России». Поставки в эту страну западного оружия «были бы безумием», которое «повредило бы прежде всего самим украинцам», — заявил в Национальном клубе печати США один из самых авторитетных американских специалистов по России, экс-посол США в СССР Джек МЭТЛОК. Когда Мэтлоку напомнили, что Россия, дескать, «разрушила послевоенную архитектуру безопасности», тот резко возразил: «Это что же, Турция не вторгалась на Кипр? Или, может быть, не было войны на Балканах? Разве США не нарушили Хельсинкский Заключительный акт, когда признали независимость Косово? Разве США и НАТО не бомбили Сербию, которая не нападала ни на одну из стран НАТО? Штаты вторглись в Ирак, но при этом обвиняют теперь Россию в нарушении международных соглашений. Пусть так, но они отвечают: а вы кто такие, чтобы нам на это указывать? Сами вы лицемеры. И, честно говоря, это так и есть».