Главная Культура 00:03 27 Февраля 2015 3374
Вот где Кармен зарыта

Как Сочи оказался городом не только фестивалей, но и культурного вакуума

Сергей Бирюков

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи для культуры региона — такой же прорыв, каким для страны в целом стала сочинская Олимпиада. В том, что это не преувеличение и что знаменитый на весь мир город остро нуждается в «культурных дотациях», убедился корреспондент «Труда».

Зимний фестиваль искусств, а по-простому фестиваль Юрия Башмета — поскольку именно он, знаменитый альтист, дирижер, музыкальный просветитель взял на себя художественное руководство праздником — прошел в этом году в восьмой раз. Как из «простого» гастрольного концерта выросла идея крупного регулярного фестиваля, «Труду» не так давно рассказывал сам Юрий Абрамович (см. статью «Разве при Путине я стал хуже играть Шуберта?» в номере №009 за 13 февраля 2015 г.).

Нынешнему фестивалю предстояло поддержать свое реноме в особых условиях: удивить чем-то публику после мощной прошлогодней культурной программы Олимпиады крайне сложно. Насколько это удалось — судите сами: выступления солистов уровня скрипача Вадима Репина, звезд конкурса Чайковского — Хиблы Герзмавы, Барри Дугласа и других прославленных музыкантов. Моноспектакль Константина Хабенского «Контрабас». Ну и, конечно, сам Башмет в центре большинства событий, от авторской программы «Бенефис альта» до концерта арт-рок-певицы Дианы Арбениной, который прошел в сопровождении симфонического оркестра «Новая Россия», возглавляемого Башметом.

Были и настоящие художественные открытия. Для автора этих строк их два. Первое — балетный вечер памяти легендарного танцовщика Вацлава Нижинского. Уже первого отделения было бы достаточно, чтобы концерт зачислить в ранг неординарных: выстроить сюиту номеров из «Сильфиды», «Талисмана», «Послеполуденного отдыха фавна», «Жар-птицы», «Жизели» и других спектаклей, в которых блистал Нижинский, да еще заполучить на них ведущих солистов Мариинского театра, «Станиславского», Берлинской и Венской государственной оперы, Национального балета Нидерландов — дорогого (во всех смыслах) стоит. Но второе отделение, где показали балет Стравинского «Весна священная» в версии румыно-словенского балетмейстера Эдварда Клюга, превзошло все ожидания. Казалось бы, что нового можно сказать в этом сверхпопулярном балетном произведении, за которое брались гиганты — от самого Нижинского до Мориса Бежара и Пины Бауш? Но Клюг и 10 танцовщиков его труппы — Национального балета Словении — совершили невозможное.

«Весна священная» в постановке Эдварда Клюга (Национальный балет Словении)

При отдаленном внешнем сходстве с версией Бежара (и там и там артисты затянуты в телесные трико, т.е.как бы обнажены), вариант Клюга прозрачнее (на сцене раза в три-четыре меньше народу), яснее, жестче, ритмичнее, полифоничнее. Контраст между массой и избранницей-жертвой острее, а движения — экспрессивнее, и, что самое удивительное, при взрывной динамичности (так соответствующей «хромой» ритмике Стравинского) они невероятно скульптурны: каждый момент действия можно было бы ваять в виде мраморной композиции. Да добавим сюда совершенно новые (по крайней мере для меня) технические приемы: льющийся сверху «весенний дождь» (натуральная вода с колосников), растекаясь по сцене, дает возможность не только танца, но свободного скольжения, и то тут то там закручиваются вихри тодесов, словно мы не в театре, а на ледовой арене. Настоящий фейерверк пластики!

Второе открытие — проект Башмета «Фантастическая Кармен». Это как бы сросшиеся три спектакля в одном: драматический, оперный и балетный. Правда, новеллы Мериме — первоисточника всех прочих «Кармен» — здесь в чистом виде нет, драматург Михаил Палатник создает свой, осовремененный вариант сюжета, где Хосе — кинорежиссер, Кармен — его кинематографическая и жизненная звезда, разлучник Эскамильо — автогонщик. Кармен убита из ревности, но как именно и где искать ее тело — это предстоит распутать судебному психиатру, который по крохам выуживает информацию из подсознания обезумевшего Хосе. Ключом служат сценарии фильмов, снятых Хосе с Кармен — «Идиот», «Гамлет» и прочих, в каждом из которых присутствует роковая смерть женщины.

История Кармен разыграна одновременно в драме, опере и балете

 Эта канва «инкрустируется» десятком номеров из оперы Бизе и балета Бизе-Щедрина. И хотя в первом исполнении чувствовалась некоторая импровизационность сценария (например, вопрос, насколько органичен в этом ряду сюжетов «Гамлет» — все же там герой убивает не саму героиню, а ее отца), и дежурность иных режиссерских приемов (например, однообразные пробеги загадочно хохочущей Кармен), сама идея синтетического действа великолепна. А конец, где драматическая тройка Михаила Трухина, Ольги Ломоносовой и Евгения Стычкина, отыграв свое, застывает на сцене в роли зрителей кровавой оперной развязки (дуэт великолепной солистки Метрополитен-оперы Нэнси-Фабиолы Эрреры и тенора из Большого театра Виктора Антипенко), найден вахтанговским режиссером Павлом Сафоновым очень точно. Добавим сюда мастерское (хотя, конечно, не столь эмоционально горячее, как когда-то у Майи Плисецкой и Александра Годунова) исполнение звезд Большого балета Екатерины Шипулиной и Дениса Родькина. Думаю, если этот спектакль докрутить и дошлифовать, ему еще предстоит большая жизнь на самых разных сценах.

Драмы стояли и за самими событиями фестиваля. Скажем, за мастер-классом того же Башмета. Например, понаблюдав за 40-минутной въедливой работой мастера с юной альтисткой Софией Будько, я затем разговорился с этой красавицей. Оказалось, она харьковчанка, но родной консерватории — одной из самых известных на постсоветском пространстве — предпочла более скромный краснодарский музыкальный колледж: в России спокойнее, чем в воюющей Украине. Ради возможности позаниматься с Башметом тряслась восемь часов в автобусе Краснодар-Сочи, потом, без ночевки, столько же обратно.

Сочи притягателен для гостей. А вот насколько щедр он к СВОИМ любителям культуры? Тут, оказалось, большой вопрос. Стационарных театров — ни музыкального, ни драматического — в городе нет. Оркестров было когда-то даже два, сейчас они слиты в один, и тот недоукомплектован. Когда здесь проходит Кинотавр, попасть на конкурсные просмотры простые жители практически не могут — этот фестиваль позиционирован его фактическим хозяином Александром Роднянским как сугубо профессиональный. И так — в какую сферу искусств ни глянь, о чем с обидой рассказывали местные журналисты на собраниях пресс-клуба (очень хорошее изобретение организаторов Зимнего фестиваля). Конечно, летом в город готовы приехать лучшие гастрольные коллективы — но жизнь горожан не прекращается с концом «высокого сезона». А ведь Большой Сочи, от Лазаревского до Адлера — это огромная территория, превышающая даже площадь Москвы, на которой живут почти полмиллиона человек.

Как ни странно, огромные изменения, происшедшие в Сочи с подготовкой и проведением Олимпиады-2014, на культуру региона тоже повлияли мало. Я пытался узнать у сочинцев, какими новыми качественными концертными залами обзавелся их город в ходе олимпийского строительства — и не получил ответа. Например, в фешенебельных городках Краснополянской долины — таких как Эстосадок, Роза Хутор, Горки и др. — раздолье лыжникам и покупателям сувениров. Но куда сходить, чтобы послушать хороший оркестр или посмотреть пусть не оперу, но хотя бы мюзикл, как это принято на европейских курортах?.. Хотя то, что публика в регионе есть — факт: достаточно было посмотреть на переполненный Зимний театр и Органный зал в дни нынешнего праздника.

Думаю, исправление этих ошибок — задача будущего, желательно недалекого. Фестиваль Юрия Башмета здесь — один из важных катализаторов культурного процесса. Если же не удастся этот процесс запустить, из всероссийской Олимпийской деревни Сочи рискует перейти в разряд потемкинских.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 37338
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8421
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5141
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4215
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4076
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...