Главная Культура 00:05 27 Января 2023 7642
Эта бомба рванула в «Новой опере»

Крещенский фестиваль открылся историей, актуальной от Адамса до наших дней

Сергей Бирюков
Участники первого в России исполнения знаменитой партитуры Джона Адамса. Фото автора

Крещенский фестиваль, традиционно проводимый московским театром «Новая Опера», и прежде приносил яркие открытия, но на этот раз он стартовал с премьеры, попавшей, кажется, в самое солнечное сплетение сегодняшней российской, да и мировой проблематики. Опера живого американского классика Джона Кулиджа Адамса «Доктор Атом», на Западе считающаяся одной из вершин жанра в XXI веке, а до России дошедшая впервые, поднимает острейший для человечества вопрос: всегда ли наша цивилизация, овладевая громадными силовыми ресурсами, несет благо миру и его будущему?

Речь о произведении, созданном Адамсом в содружестве с либреттистом (еще более известным как режиссер) Питером Селларсом для Сан-Францисской оперы к 60-летию первого экспериментального атомного взрыва и воспроизводящем события исторического дня 16 июля 1945 года на юге Соединенных Штатов. Физик Роберт Оппенгеймер, научный руководитель проекта, испытывает сложную гамму чувств: радостное волнение от приближения к цели исследования, раздражение от растущего давления со стороны политиков и военных, смутную, но усиливающуюся тревогу за то, что принесет планете новая ядерная эпоха.

Эту гамму великолепно почувствовал либреттист. Его Оппенгеймер то возвышенно жонглирует философскими формулировками («Теперь мы знаем, что энергия может стать материей, и теперь мы знаем, что материя может стать энергией»), то, обращаясь к нежно любимой жене, цитирует ей страницами витиевато-символистские стихи Шарля Бодлера («В знойном пекле твоих волос я вдыхаю запах табака, смешанного с опиумом и сахаром; в ночи твоих волос я вижу сияющую бесконечность тропической лазури; на мягких берегах твоих волос я опьяняюсь смешанными запахами смолы, мускуса и кокосового масла»), то в минуту мистического озарения гипнотизирует сам себя страшным и прекрасным образом огненного Вишну из древнеиндийского гимна, который перетекает у него в не менее грозный образ карающей Троицы из 14-го духовного сонета Джона Донна. С этим возвышенным туманом, которым герой словно ограждает себя от жестокой правды, контрастируют четкие и рубленые реплики военного руководителя проекта генерала Лесли Гровса (его партию поет солист Новой оперы баритон Андрей Борисенко), не отягощенная нравственными рефлексиями речь физика Эдварда Теллера — будущего создателя водородной бомбы (бас Константин Федотов), языческие заклинания-предупреждения мудрой служанки Паскуалиты (меццо-сопрано Александра Саульская-Шулятьева)...

Сам Адамс утверждает, что стремился создать, вслед за Вагнером, новую «Гибель богов» с ее долгой, извилистой, но неотвратимо ведущей к роковой развязке драматургией. Пожалуй, здесь американец польстил себе: едва ли кому из сегодняшних авторов по силам тягаться с автором «Кольца нибелунга» и по яркости музыкального материала, и по силе проведения главной идеи — обличения гибельной страсти к мировому господству. Адамсу «не повезло» жить в эпоху, когда написано уже столько гениальной музыки, что проблематично представить себе новые, сравнимые по мощи композиторские открытия. Зато он может, стоя на плечах предшественников, пользоваться их достижениями — и реализует эту возможность сполна. Мы слышим в его текучей, рокочущей, шелестящей, поющей, переливающейся сотнями красок партитуре то отзвуки мистических гармоний «Симфонии псалмов» Стравинского, то подобие гимна Фортуне из Carmina Burana Карла Орфа, то отраженные громы скрябинского «Прометея», то леденящие удары Dies irae («День гнева») из вердиевского Реквиема, то эхо «лязгающих» токкат Шостаковича. В один из моментов показалось даже, что нас вдруг странным образом «выбрасывает» из нью-мексиканской духоты в смертоносный мороз Дворцовой площади, «кровавое воскресенье» на которой живописал в своей 11 симфонии «1905 год» Дмитрий Дмитриевич...

Удивительно, но Адамсу удается избежать прямой эклектики — эти «почти цитаты» вуалируются роскошной оркестровой тканью, изобретательной хоровой партитурой (впечатляюще переданными благодаря труду дирижера-постановщика Федора Леднёва, хормейстера Юлии Сенюковой и их подопечных). Некоторые моменты по-настоящему, волшебно красивы — прежде всего это относится к ариям Китти Оппенгеймер и ее дуэтам с Робертом (замечательное сопрано Екатерина Мирзоянц и приглашенный из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко баритон Дмитрий Зуев). А ощущение вторичности и некоторого многословия, усиливающееся во втором действии, снимается потрясающим финалом, где весь гигантский оркестр изображает галопирующее биение сердец сотен участников проекта, которому, я уверен, в эти секунды отвечает биение сердец в зрительном зале.

И все же самый сильный момент наступил для меня после всей этой музыкальной роскоши: грохот вдруг смолк, и в грянувшей тишине стали слышны слабые голоса. Вот женщина по-японски причитает: «Я не могу найти мужа, вы не видели его?», вот кто-то просит: «Нет ли у вас воды, дети хотят пить»... Научно-военная мысль победила, экспериментальная бомба взорвалась. Всего лишь несколько недель спустя такие же сотрут с лица земли Хиросиму и Нагасаки, убив сотни тысяч человек и сотворив на земном шаре громадную смертоносную радиоактивную зону...

«Новая опера» пока что предъявила лишь концертное исполнение партитуры — так здесь поступают время от времени, конечно, прежде всего из соображений экономии, но порой это неожиданно укрупняет (а не делает площе) произведение. Так и сейчас, на мой вкус, «Доктор Атом» отошел от жанра сценического триллера и приблизился к монументальной оратории-реквиему, рассказывающей, куда порой ведут самые красиво формулируемые намерения.

Ничего не напоминает из дня сегодняшнего?

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12640
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7917
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7654
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6929
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6685
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?