- Сергей Ваганович, можно ли обозначить, когда родилась музыкотерапия как отдельная наука?
- Могу с полным основанием сказать: до наших работ, сделанных в последние десять-двенадцать лет, никакой системы в теории и практике лечения музыкой не существовало. Хотя, конечно, были гипотезы, отдельные интересные наблюдения - и их значение велико. О влиянии музыки на организм человека говорили Бехтерев и Тарханов, Сеченов и Павлов. Ученые фиксировали, например, что под воздействием музыки меняется активность кровообращения.
Были неплохие исследования в области психологии, искусствоведы анализировали, как музыка влияет на эмоциональное состояние человека. Но только в последние годы пришло понимание того, что музыкальная терапия - это междисциплинарная наука, она возникла на стыке многих областей. Есть чисто физическая сторона явления, так как музыка - это звук, частоты, амплитуды... Есть медицинская сторона: реакции организма - и на уровне психики, и на уровне отдельной клетки. В 90-е годы мы попытались систематизировать опыт, накопленный во всем мире, и собственные исследования.
- Можно ли сформулировать главные итоги того, что сделано?
- Удалось понять, как, через какие механизмы музыка (звук, акустические сигналы) влияет на человека. С одной стороны, мы обобщили данные о том, как идет воздействие через органы слуха, через нервную систему. С другой стороны, научно доказали, что музыка действует "напрямую" на органы и ткани человека. Первый путь известен давно: звуки вызывают некие эмоции, а через них влияют на организм на уровне внутренних систем и органов. Например, при эмоциях страха или радости выделяются совершенно разные гормоны, идут разные химические процессы - целая цепочка различных реакций.
Раз так, то с помощью музыки можно содействовать повышению или понижению артериального давления, повлиять на частоту сердечных сокращений. Но есть и "прямое" воздействие музыки на организм. Например, она оказывает явный противоболевой эффект. Отчасти он объясняется влиянием на виброрецепторы, которые находятся в коже. Это своеобразные локаторы звука - они воспринимают звук определенной частоты. Их реакция уменьшает боль.
- Известны ваши лабораторные работы с культурами клеток.
- Это очень интересные исследования. Мы провели целую серию работ с онкологическими клетками (брали частицу раковой опухоли), а также с клетками микробов. Подопытные культуры клеток помещали в пространство между наушниками и по очереди подвергали воздействию четырех программ: классическая музыка, эстрадно-симфоническая, рок-музыка и средневековые духовные песнопения.
Самым сильным оказалось влияние духовной музыки, самым слабым - эффект рок-музыки. Суть в том, что одни виды музыки активизируют рост клеток, другие - подавляют. Это - ключ к управлению процессами на клеточном уровне, возможный путь к пониманию механизма возникновения и лечения раковых опухолей. Мы доказали, что воздействие музыки - очень сложное. Разговоры о том, что Чайковский, к примеру, "утешает", а Моцарт "взбадривает" - это самый поверхностный, дилетантский уровень. Мы "выстроили" теорию музыкотерапии, доказали ее научность. Могу с гордостью сказать: недавно выступали на международной конференции в Ганновере - зал аплодировал нам стоя. Потому что таких исследований не было еще нигде.
- Какие методы музыкотерапии уже можно применять на практике?
- Их много. Кстати, в 2003 году Минздрав утвердил методические рекомендации под названием "методы музыкальной терапии". Теперь она официально считается признанным направлением практической медицины. В сущности, нет областей, где нельзя было бы применять такую терапию, можно говорить лишь о степени эффективности. В хирургии, например, применение музыки позволяет в два-три раза сократить использование обезболивающих препаратов в период подготовки к операции. А период восстановления после операции сокращается на 15 - 20 процентов. Кроме того, повышается качество жизни больного, проще говоря, человек меньше страдает.
В музыкальной терапии есть своя диагностика и рецептура: с помощью тестов человека обследуют и подбирают специальную программу. А цели могут быть самыми разными. Мы, например, успешно работаем даже с детьми, больными ДЦП (детский церебральный паралич). Воздействуем музыкой на определенные участки коры головного мозга. Потом даем задания: спой, "простучи" мелодию. Идет тренинг нервной системы, восстановление, насколько возможно, нервных связей. А как еще "залезть" в мозг?
С помощью музыки можно менять активность кровотока в определенных участках тела. Берем микрофон, прикладываем к любой точке тела, подаем определенные звуковые сигналы. Замеры показывают, что активность микроциркуляции крови резко усиливается. Значит, таким образом можно влиять и на воспалительные процессы, и на инфекционные, и, скажем, на скорость регенерации тканей при заживлении раны. В сущности, это универсальные механизмы, но их еще предстоит тщательно изучать.
- Сколько в стране врачей, которые могут официально назвать себя музыкотерапевтами?
- Пока немного - 20 - 25 человек. В Москве работают государственные курсы, пока на них принимают только врачей, психологов и медсестер, они получают дополнительное образование. Очень важно, что в России утверждена новая специальность: восстановительная медицина. И музыкальная терапия - один из ее самых мощных, незаменимых инструментов. Это может изменить всю систему здравоохранения. На первое место выходит не болезнь и ее лечение, а сохранение здоровья.
- Существует ли понятие некой звуковой гигиены?
- Должно существовать. Когда начинаешь говорить о вредной музыке, сразу поднимается крик о правах человека. Но ведь мы можем с точки зрения медицины доказать, что определенные произведения отрицательно сказываются на здоровье человека. Существуют музыкальные формулы, например, формула агрессии. Это вполне определенные сочетания звуков, тембра, ритма, громкости, темпа...
Повторяю, все это можно измерить и доказать, и мы этим занимаемся. Нужно законодательно, с учетом научных данных, противостоять музыке, которая разрушает или "зомбирует" личность.
- Существует ли возможность домашней музыкальной терапии? Как сделать так, чтобы звук исцелял?
- Слушать мелодичную музыку. Принцип предельно простой: если человеку хочется пропеть какую-то мелодию, значит, это "его" музыка, она ему подходит и точно не навредит.
- На Руси испокон веку мамы и бабушки пели детям колыбельные. Как вы думаете, это важно для развития ребенка?
- Очень. Сам я стал живо реагировать на музыку с первых дней жизни. Скорее всего, так случилось потому, что мама часто пела. И когда вынашивала меня - тоже пела.
- У вас два высших образования: медицинское и музыкальное. Знаю, что довольно долго профессии врача и певца существовали в вашей жизни параллельно. Когда они пересеклись?
- Действительно, какой-то период времени я работал врачом и одновременно был солистом Большого театра. Потом все же сделал выбор в пользу медицины. А в 1993 году участвовал в записи новогоднего "Голубого огонька" - пел в сопровождении оркестра. Зрители удивлялись, что у врача хорошо поставленный голос. А в перерыве ко мне подошел известный психотерапевт, находившийся в студии, и сказал, что в мире активно развивается музыкальная терапия, что я работаю на стыке музыки и медицины и мог бы многое сделать в этой области. С тех пор профессии музыканта и врача слились.
- Сергей Ваганович, а способны ли вы сегодня воспринимать музыку чисто эмоционально, забыв о своей науке? Ведь каждый день вы занимаетесь изучением музыки, попытками "алгеброй разъять гармонию..."
- Не только "разъять", иногда и "собрать" пытаюсь. Когда слушаю величайших мастеров, обо всем забываю, просто наслаждаюсь.
- Ну а если надо самому подлечиться или восстановить силы, вы будете слушать просто любимую музыку или лечебные программы?
- Несомненно, буду слушать и наши специальные программы. Они же так красивы. Когда мы подбираем материал, то берем только шедевры. Годами выверяем свои "рецепты" и вполне успешно пользуемся ими - и я сам, и мои сотрудники. Стремление человека все свести к одной "золотой" таблетке - тупиковый путь. И если кто-то скажет вам, что музыкой можно вылечить все болезни, - не верьте, это чепуха. Но я не сомневаюсь, что в медицине будущего музыкальная терапия займет важнейшее место.