Понедельник, 26 декабря по указу президента РФ Владимира Путина объявлен в России днем общенационального траура. Страна скорбит по жертвам авиакатастрофы, произошедшей накануне над Черным морем.
Ранним утром воскресенья недалеко от побережья Сочи разбился самолет Ту-154, принадлежавший Министерству обороны и летевший из Адлера в Сирию. На его борту находились 92 человека, в том числе 64 артиста коллектива ансамбля песни и пляски имени Александрова, летевших поздравлять с Новым годом авиагруппу Воздушно-космических сил России на сирийской авиабазе Хмеймим. Также в самолете находились несколько военнослужащих, журналисты центральных телеканалов – «Первого», НТВ и «Звезда», - и одна из самых известных в России благотворителей, исполнительный директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная широкой общественности как Доктор Лиза.
Буквально через несколько минут после вылета из Адлера самолет пропал с экранов радаров. Несколько часов спустя обломки Ту-154 были обнаружены в море, на глубине от 50 до 70 метров, в полутора километрах от сочинского побережья.
Ближе к вечеру воскресенья представители МЧС и Минобороны констатировали, что ни одного выжившего среди участников катастрофы нет: все пассажиры и члены экипажа Ту-154 погибли.
Опознание и поиски погибших
Утром понедельника в Москву прибыл первый рейс с телами жертв крушения. Самолет Ил-76 военно-транспортной авиации приземлился в подмосковном аэропорту «Чкаловский». На его борту находились 10 тел и 86 фрагментов тел, которые участники спасательной операции обнаружили накануне на месте авиакатастрофы. Проведением процедур опознания будут заниматься специалисты Бюро судебной медицинской экспертизы и 111-го Центра судебно-криминалистической экспертизы Минобороны РФ.
Всего же, как стало известно СМИ, за первые сутки спасателям удалось найти 154 фрагмента и 11 тел жертв крушения. Еще накануне медики заявили, что для опознания многих останков потребуется генетическая экспертиза, поэтому родственников находившихся на борту людей призвали сдать образцы ДНК.
Тем временем в районе катастрофы продолжаются поисковые работы, в которых принимают участие свыше трех тысяч человек. Как заявили в МЧС, работы будут вестись круглосуточно; в ночное время спасатели используют световые башни и мощные прожекторы. Поскольку фюзеляж и основная часть самолетных обломков находятся на больших глубинах, в операции участвуют 158 водолазов. Главком Воздушно-космических сил Виктор Бондарев пояснил, что бортовые самописцы будут обнаружены вместе с корпусом самолета.
Часть обломков уплыла за границу?
Утром понедельника состоялось заседание правительственной комиссии по расследованию катастрофы, которую возглавляет министр транспорта РФ Максим Соколов. В ходе совещания он заявил, что часть останков погибших может находиться за границей соседних государств.
«Вчера связался с президентом и премьер-министром Республики Абхазия, поскольку течение у нас от места предполагаемого падения самолета идет в сторону государственной границы, и, предположительно, что часть фрагментов может пересечь границу, - рассказал Соколов. – Поэтому наши абхазские коллеги готовы задействовать свои поисковые средства в рамках поисково-спасательной операции».
Об экипаже самолета известно, что его командир Роман Волков имел около 3,5 тысяч часов налета; ему приходилось работать в том числе в «горячих точках». А штурман Александр Петухов в свое время находился в составе экипажа «танцующего» Ту-154, который успешно совершил аварийную посадку в подмосковном «Чкаловском».
Причины и версии
Основными версиями причин крушения самолета члены комиссии по расследованию называют техническую неисправность или же ошибку пилотов. Гипотеза о теракте практически не рассматривается. Как пояснили силовики, если бы российская сторона решила утаить тот факт, что на борту произошел теракт, его бы зафиксировали и тут же предали огласке соседи РФ по региону: ведь каждый российский борт, летящий в Сирию, является объектом пристального внимания со стороны натовских стран.
«Сегодня, насколько нам известно, основные версии не включают в себя версию террористического акта, - рассказал журналистам глава Минтранса. – Поэтому мы исходим из того, что причинами катастрофы могли быть либо техническое состояние, либо ошибки пилотирования, но подчеркну, что это устанавливает следствие, а также специальная техническая комиссии Министерства обороны», - добавил Соколов.
Также, по его словам, у России нет необходимости вводить после этой катастрофы дополнительные меры безопасности в аэропортах. «Безопасность аэропортов, как гражданских, так и находящихся в ведомственном использовании, установлена требованиями воздушного кодекса Российской Федерации, международной организации ИКАО, потому эти требования достаточно строгие, и они соблюдаются всеми аэропортами, проверки организуются регулярно, - констатировал министр. – Мы сейчас не видим целесообразности устанавливать какие-то особые дополнительные меры в связи с данной катастрофой как по авиационной, так и транспортной, то есть по антитеррористической безопасности».
Память
Помимо самой РФ, траур по погибшим в результате крушения Ту-154 также объявила Белоруссия: соответствующее распоряжение подписал президент страны Александр Лукашенко.
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман утром вторника, 26 декабря выступил с предложением назвать работающий в городе хоспис именем Елизаветы Глинки. А глава Чечни Рамзан Кадыров уже распорядился присвоить имя Доктора Лизы Республиканской детской больнице в Грозном.
В Мосгордуме также заявили, что намерены в ближайшее время рассмотреть предложения об увековечении памяти руководительницы «Справедливой помощи» и артистам ансамбля Александрова.