КРЕСТНЫЙ ХОД В МОСКВУ ИДЕТ

Участники крестного хода из Владивостока в Москву добрались до Красноярска. Позади - 5 тысяч километров, впереди - еще столько же. Выбившиеся из сил ходоки остановились на двухдневный отдых в Свято-Благовещенском женском монастыре.

Напомним, международная духовно-просветительская программа "Под звездой Богородицы" стартовала в Приморье 17 мая 2007 года. Скоро крестные ходы отправятся в столицу и из других российских городов: Барнаула, Архангельска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга. А из-за рубежа - Иерусалима и Афона. Все восемь отрядов, как восемь лучей звезды Богородицы, должны встретиться в Москве в июне 2008-го.
Первыми из Владивостока вышли около сотни человек. Из них до Красноярска дошагали только пятеро. В Читинской области к группе с Дальнего Востока присоединился крестный ход из Якутска. Всего до Свято-Благовещенского монастыря добрались 18 верующих.
Впрочем, не каждый ставил для себя задачу одолеть всю дорогу. Кто-то присоединялся к отряду воинов Христа, как они себя называют, на день-два. Некоторые, таким образом, проводили отпуска и через месяц возвращались к родным и на работу. Ведь уйти на целый год из обычной жизни мало кто способен.
- Да, многим пришлось остановиться, потому что идти дальше они просто не могли, - рассказывает Марина Сафиуллина, присоединившаяся к крестному ходу в Хабаровске. - В основном, болят ноги, мучают кровавые мозоли. На разных участках пути, бывало, шли до 150 человек, а было - и всего 7. Есть возможность немного передохнуть, проехать на сопровождающем автобусе. Однако не все хотят быть обузой и возвращаются. У меня тоже было, стали отказывать ноги - шагу ступить не могла. Сначала терпела, потом пару дней ехала в автобусе и плакала, глядя в спины товарищей. Молилась, пыталась понять, в чем причина немощи. Откуда-то пришла подсказка: надо разгружать позвоночник. На привалах ложилась на ровное место, молилась о здоровье. Теперь забыла, что такое боль в ногах.
Врача в составе крестного хода нет - только медсестра. Она может подлечить простуду, вправить вывихи, перебинтовать мозоли, но не более того. С серьезными недугами обращаются в больницы, которые встречаются на пути.
Летом они поднимались в 5 часов утра, сейчас - около 7-ми. Идти в потемках труднее всего, когда солнце стоит над головой - куда спокойней и веселее. Ночуют обычно в городах и поселках, где есть православные приходы. Где-то топят баню, где-то находится благоустроенная квартира, чтобы помыться. Пока было тепло, разбивали палатки и останавливались на ночлег прямо в тайге. Летом в день проходили до 40 километров, зимой больше 30-ти не получается. Чтобы погреться, во время отдыха набиваются в автобус.
Платит за все фонд "Андреевский флаг". Его представитель - москвич Артемий Польгов - здесь главный хозяйственник, отвечает за все бытовые мелочи. На своей машине он обычно уезжает далеко вперед, ведет переговоры с местными администрациями, иерархиями о ночлеге, питании крестоходовцев.
Особая забота - обувь. Снашивается быстро. К тому же, ее необходимо менять из-за смены времени года. Осенью, пока шли дожди, нужны были непромокаемые сапоги. Теперь - теплая обувка. Гардероб на все случаи жизни с собой не возьмешь. Что-то жертвуют верующие, чаще - просто заходят в ближайший магазин и делают покупки.
Погода их пока балует - крепкий 33-градусный мороз ударил только однажды, в Иркутской области. Донимают ветра - особенно тяжко пришлось на Байкале. У большинства сильно, почти до черноты обветрены лица.
Самые стойкие - уже упомянутая Марина Сафиуллина, Галина Шабашова из Москвы, Екатерина Килина из Владивостока, муж и жена Александр и Галина Дьячковы из Иркутска, Максим Скоромников из Зеленограда - хотели бы пройти этот путь до конца. Но они не знают, смогут ли, позволит ли им Всевышний. Поэтому без устали молятся, чтобы суметь выстоять еще хотя бы один день.