
Известнейший российский актер, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ Николай Караченцов скончался в пятницу, 26 октября, в Московской городской онкологической больнице. Всего день он не дожил до своего 74-го дня рождения.
Смерть актера наступила в девять утра. В последние дни Караченцов находился в очень тяжелом состоянии. Год назад у него обнаружили опухоль в левом легком, которая оказалась неоперабельной. Караченцов лечился и в России, и за границей, в Израиле. Тем не менее, болезнь прогрессировала, и за прошедшие месяцы практически все важные органы актера оказались поражены метастазами. За несколько часов до смерти у него отказали почки.
Тем не менее, сын Караченцова, Андрей, рассказал, что Николай Петрович «уходил легко». По словам Андрея, в ночь на пятницу он приезжал к отцу в больницу. «Он уходил легко. Пытался что-то сказать, но ему было уже сложно. Но мы друг друга поняли», - поделился мужчина с журналистами.
Близкие артиста рассказали, что последним его желанием было увидеть всех друзей на своем дне рождения, 27 октября. Родственники заранее организовали все, что было необходимо для праздника. Заказали воздушные шары, торт, пригласили друзей – прямо в больничную палату.
Однако встретить свой праздник в дружеском кругу Караченцов уже не успел.
Прощание в любимом «Ленкоме»
Как рассказала журналистам вдова артиста, Людмила Поргина, в последнее время Караченцов часто говорил, что «все лучшее впереди». Последними же его словами, обращенными к жене, были: «Не бойся, всё будет хорошо, мы с тобой венчанные. Господь с нами».
Прощание с Николаем Петровичем решено проводить в понедельник, 29 октября в театре «Ленком», которому он отдал десятки лет жизни. В 1963 году, после школы, он поступил в Школу-студию МХАТ, и по окончании ее, в 1967-м, получил распределение в «Ленком». Первые шесть лет он работал на второстепенных ролях, и тем не менее, никогда у Караченцова не возникало мыслей уйти из этого театра, сменив его на какой-то другой.
«Для меня это все равно что уехать в эмиграцию, - объяснял актер журналистам. – Чтобы решиться на такой шаг, надо испытать какую-то сильную боль. Для меня «Ленком» — целая страна, где много интересной работы».
«Аллилуйя любви»
Звездной постановкой для Николая Караченцова оказалась рок-опера «Юнона» и «Авось», где он сыграл главную роль – графа-путешественника Николая Резанова. Арию «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу» знает в России буквально каждый.
Родился знаменитый спектакль в 1978 году, когда композитор Алексей Рыбников показал режиссеру Марку Захарову свои вариации на тему православных песнопений. Очень быстро родилась идея сценария, и вскоре уже рок-опера была готова полностью.
«Говорят, внутри «Ленкома» происходил своеобразный кастинг. То, что будут задействованы Караченцов и Абдулов, ни для кого не было секретом, - рассказывал позднее Рыбников. – Кстати, первым исполнил арию графа Резанова певец Геннадий Трофимов. А позже, когда в работе над спектаклем сложился образ графа Резанова, то всем стало ясно, что это Николай Караченцов».
Репетиции «Юноны» и «Авось» начались вскоре после Олимпиады-1980. К тому времени Караченцов уже прославился своей ролью в фильме 1977 года «Собака на сене», и, едва спектакль оказался в афишах театра, на него моментально повалили толпы поклонниц. После этого постановка шла в «Ленкоме» с неизменным аншлагом много лет.
«Ведь можно же умереть от счастья!..»
А с 2005 года в жизни Караченцова настал период тяжелых испытаний. Связаны они были со здоровьем. В конце февраля 2005-го актер попал в автомобильную аварию, разделившую его жизнь на «до» и «после».
Николай Петрович находился на загородной даче, когда узнал о смерти своей тещи, Надежды Степановны Поргиной. Обеспокоенный этой новостью, он решил вернуться в Москву, чтобы поддержать в тяжелый момент свою супругу Людмилу. Однако до своей любимой он не доехал: получив в ДТП тяжелую черепно-мозговую травму, актер попал в реанимацию, где почти месяц после этого пролежал в коме. Людмиле пришлось сразу после смерти матери переключиться с горевания на уход за тяжелобольным мужем.
«Я ему говорила: «Вот сейчас похороню маму, потом к тебе приеду, и мы все преодолеем», - рассказывала Людмила Андреевна журналистам. – Я просила его, чтобы вышел из комы, погладил меня, как раньше. И вдруг вижу, рука поднимается!..»
Даже в самые тяжелые моменты жизни супруга не давала Николаю Петровичу отчаяться, была рядом и поддерживала. Она верила, что Караченцов поправится после аварии, и позже, когда у него обнаружили опухоль, надеялась на лучшее и призывала его не сдаваться и бороться.
Актер и актриса, они, разумеется, познакомились на работе. «Я всегда с удовольствием вспоминаю, как познакомился со своей супругой, Людмилой Поргиной, - рассказывал в интервью Карченцов. – Нам предложили сыграть вместе в одном спектакле. Потом она рассказала, что, когда на сцену ввалилось что-то лохматое и зубастое, она подумала: «Если он станет моим мужем — жизнь потеряна!»…
Сама Поргина признавалась, что Караченцов целиком и полностью изменил ее жизнь. «Ведь можно же умереть от счастья», - говорила она.
«Я так думаю, любовь — это понятие, которое не подвергается времени, векам, эпохам, - вторил Людмиле Андреевне ее муж. – Тот человек, которого она посетила, — это счастливый человек».