- Однажды вы сказали, что с удовольствием отошли бы от своего амплуа "крутого мужика" и сыграли бы, скажем, мягкую комедийную роль. Нынешняя картина предоставила вам такой шанс?
- Да, мой персонаж - человек невезучий, из тех, кто вечно попадает в какие-то нелепые истории. Однако, внося в роль комедийные краски, я не забываю, что мой герой - спецназовец, и ни в коем случае не хочу обидеть серьезных мужчин в военной форме. Впрочем, у них с юмором все в порядке. Мне рассказывали реальные спецназовцы, что, закончив операцию, они с удовольствием смотрят видеокассету с первой серией "Русского спецназа"...
- Попав после театрального института в труппу прославленного петербургского Большого драматического театра, вы провели на вторых ролях десять лет, а, уйдя из театра, начали сниматься в сериалах - и стали популярным. Ваше лицо сегодня настолько узнаваемо, что впору менять внешность, выходя на улицу...
- В булочную уже спокойно не зайдешь. Не могу "просто так" заглянуть в магазин, где продаются инструменты, - я обожаю всякие отвертки, ножи, стамески. Обязательно услышишь: "Ой, неужели ты, звезда, пришел за напильником?" Ну а если попробовать маскироваться, то можете представить мою репу с черными очками? Еще хуже будет! Со мной и так люди боятся в лифт садиться, а тут еще Рокки (злобный бандит, которого актер сыграл в сериале "Ледниковый период". - М.С.) в черных очках и с наклеенными усами...
- Кстати, какой у вас рост?
- 178 см. И что с того? Ван Дамм вообще росточка маленького. Мужчина - это не гора мышц, не "черный пояс" и не умение мчаться со скоростью 200 км/час по пересеченной местности. Всю нашу жизнь определяют поступки, порой внешне незначительные. В этом плане худой хлюпик может оказаться мужественнее, чем супермен с виду. А у нас все идет к тому (не знаю, с кого мы это слизываем), что если ты не умеешь драться, ругаться, палить из пушки, то ты и не мужик. Нас пытаются уверить, что жизнь протекает по законам джунглей, а мне совершенно не хочется жить в джунглях.
- Что вы испытываете, когда вам предлагают сыграть очередного злодея?
- Я соглашаюсь. Считаю, что чем сволочней изображу какого-нибудь гада, тем вероятней, что кто-то из зрителей посмотрит, ужаснется и подумает: а вдруг и во мне "что-то есть"? И все-таки я каждого из своих героев хоть чуточку люблю. Многие мои персонажи - сильные личности. Доведись им оказаться в других ситуациях, могли бы принести немалую пользу стране.
- На коробке видеокассеты с фильмом "14 цветов радуги" с вашим участием можно прочитать аннотацию: "Один братан (Игорь Лифанов) отмотал срок и пришел к тайнику за долей, а другой братан, Крыса, с его долей свинтил... "
- Вранье! Не так все! Эта картина про трех несчастных людей. Я там - обычный воришка, никакой не бандит, героиня - проститутка в силу жизненных обстоятельств, а третий герой - интеллигент-очкарик, не нашедший себя в этом жестком, "кусачем" мире. По-обывательски их можно "не уважать", но их так жалко, они такие трогательные. Я считаю, что это лучший фильм, в котором я играл. Мне вообще нравится играть несчастных людей, потому что в жизни мы очень мало жалеем друг друга, стесняясь этого многое (если не все) определяющего чувства. Я и сам стесняюсь. Когда мои близкие начинают плакать, я, наоборот, начинаю орать, что, конечно же, неправильно. Кругом и так много жестокосердых людей, позиция у которых проста: "Да плевать на все и на всех!" Но ведь при таком подходе когда-нибудь плюнут и на тебя...
- На экране вы человек накачанный, спортивный. А в жизни спортом увлекаетесь?
- Спортивными победами не могу похвастать. В детстве пробовал заниматься всем понемножку, а теперь, когда выпадает свободное время, хожу в спортзал, "играю" с железками. Хочу заняться бодибилдингом вместе с Динамитом (актером Владимиром Турчинским), мы с ним очень сдружились во время съемок "Спецназа по-русски". Мы друг друга дополняем - он от меня берет что-то актерское, я от него - спортивное. В последнее время во мне проснулось желание научиться кататься на горных лыжах, прыгать с парашютом. Еще хочу сигануть с тарзанки, чтоб остановиться в метре от земли, впрыснув в себя адреналинчика. С годами человек начинает быть осторожным, приглядывается к своему здоровью. Это может перерасти в мягкотелость и даже трусость. Поэтому мужчине нужно устраивать себе встряски, чтобы не забывать, что он мужчина.
- Игорь, вы со студенческой скамьи дружите с актером и ТВ-ведущим Дмитрием Нагиевым, а теперь вместе играете в антрепризном спектакле "Кыся"...
- В "Кысе" мы решили собраться чуть ли не всем курсом, хотя к тому времени после окончания института прошло десять лет. Мы с Димой не отмечаем вместе Новый год и дни рождения, не дружим семьями, но с удовольствием встречаемся на спектаклях и сейчас готовим новую совместную работу.
- А как вы относитесь к пошловатой телевизионной программе "Окна", которую ведет Нагиев?
- Нормальный человек поймет, что Дима в этом не участвует. Он арбитр. Когда мы смотрим бои без правил, где люди друг друга в кровь бьют, то мы же не обрушиваемся на рефери: как он допускает такой мордобой? Он "при исполнении". Я, кстати, одно время вел на ТВ программу "Бои без правил".
- В общем, защищаете друга Нагиева. Кстати, у вас много друзей?
- Знакомых тьма, друзей мало. Таких, к кому можно в три часа ночи ввалиться без звонка - и тебя примут, выслушают, пригреют. Говорят, Высоцкий так проверял своих друзей.
- У Высоцкого, кстати, были не только замечательные друзья, но и преданные подруги. Именно подруги - не любовницы...
- У меня таких подруг нет, хотя своими хорошими приятельницами считаю многих актрис, с кем довелось сыграть в театре и кино. Но семьями мы не дружим, вместе не ездим на пикник и в отпуск. Я иногда завидую людям, что чуть ли не каждый выходной проводят в своей компании: что-то отмечают, куда-то едут. Знаете, когда оливье уже на столе, мужики на балконе курят, а женщины у плиты... Я, видно, закрытый человек в этом плане. Мое расслабление - моя работа. Усталость после съемок или спектакля, когда падаешь пластом, - самая приятная.
- Игорь, есть ли у вас награды, звания, кроме того, что вас величают "заслуженным кинокиллером России"?
- Представьте себе, что Шварценеггера объявят "народным артистом США", - ничего, кроме улыбки, это не вызовет. Еще больше смешит меня титул "секс-символ". Главное для нормального мужика - быть секс-символом для своей жены!
- Число злодеев, которых вы сыграли, перевешивает благородных спецназовцев в пропорции 10:2 ...
- Как это ни обидно, но и в жизни зло, пожалуй, чаще празднует победу. Мы знаем, что где-то "там", в других пределах, грешники будут гореть в аду, но на земле злодеи куда изощреннее, настырнее, чем добрые люди.