Одна из самых титулованных теннисисток современности, вторая ракетка мира и шестикратная победительница «Большого шлема» полячка Ига Швентек выиграла крупный турнир в Сеуле, одолев в финале россиянку Екатерину Александрову в четырех сетах. На радостях чемпионка рассказала, как ее папа, Томаш Швентек, выступал тут на Олимпиаде-1988 в составе польской сборной по академической гребле.
— Папа тогда не смог выиграть Олимпиаду, и я теперь посвящаю свою победу ему. Для нашей семьи она обретает особый смысл, — пояснила Ига.
Между прочим, статистика говорит: чемпионы из разных видов спорта все чаще отдают своих детей на корт, в большой теннис. И неспроста: те нередко добиваются успехов, неплохо зарабатывая на корте. Так, у чемпионки «Ролан Гаррос» и множества других турниров Светланы Кузнецовой родители — всемирно известные велосипедисты: отец Александр Кузнецов — успешный тренер, воспитал семерых олимпийских чемпионов, мать Галина Царева — шестикратная чемпионка мира, обладательница 20 мировых рекордов. Брат Николай Кузнецов — серебряный призер на Играх в Атланте-1996 в командной гонке на велотреке.
Идем дальше. Мама одной из сильнейших наших теннисисток Надежды Петровой — многократная чемпионка СССР и олимпийский призер в беге на 400 метров Надежда Ильина, а отец Виктор Петров — успешный метатель молота.
Немало спортивных династий с детьми-теннисистами и за рубежом. У Рафаэля Надаля великим спортсменом был брат его отца — Мигель Анхель: провел 22 года футбольной карьеры в «Мальорке» и «Барселоне», сыграл 62 матча за сборную Испании, участвовал в трех чемпионатах мира и в Евро-1996.
Дед греческого теннисиста Cтефаноса Циципаса не кто иной, как сам Сергей Сальников — один из лидеров сборной СССР 1950-х годов по футболу. А тот, по неофициальной информации, в свою очередь, был внебрачным сыном Николая Старостина. Правда, сам Стеф своего деда живым не застал: знаменитый полузащитник умер в 1984 году прямо в раздевалке сразу после матча ветеранов. Последние его слова были: «А как я пас дал черпачком!».
Сергей Бубка — младший был четвертой ракеткой мира среди юниоров, но на взрослом уровне выиграл лишь один «Челленджер» и выступил в основной сетке одного «Шлема». По завершении карьеры он стал менеджером Александра Зверева и работает с ним до сих пор.
Дочь защитника сборной СССР по футболу Сергея Балтачи Елена в теннисе представляла Великобританию, так как ее юношеская карьера развивалась в Англии и Шотландии, где папа играл за местные клубы по завершении карьеры в киевском «Динамо». Елена с 2002 по 2012 год была первой ракеткой страны.
Но особенно любопытна карьера Веры Звонаревой, о которой она сама рассказала корреспонденту «Труда». Ее родители Игорь Звонарев и Наталья Быкова играли в хоккей на траве, выступали в чемпионате СССР. Мама к тому же — бронзовый призер Олимпийских игр в Москве — 1980 и чемпионата мира в 1981-м.
В теннисную секцию «Чайка» Веру привела мама в семь лет. До того девочка успела позаниматься плаванием и фигурным катанием. Поначалу Вера, как и ее мама, не думала о профессиональной карьере, занимаясь теннисом скорее для удовольствия. Но ей в жизни повезло: клуб «Чайка», а потом и ЦСКА брали на себя значительную часть расходов на подготовку перспективных теннисистов. А Вера в 15 лет стала чемпионкой России, что не осталось незамеченным организаторами Кубка Кремля. На престижном турнире она прошла три круга, уступив лишь будущей финалистке Анне Курниковой. А через два месяца победила на молодежном чемпионате мира в Майами. Таким образом, Звонарева уже в школьном возрасте зарабатывала больше родителей. В 20 лет юная теннисистка сумела купить себе квартиру по соседству с мамой...
Впрочем, судьбы у чемпионов складываются по-разному. Отец победителя Уимблдона Горана Иванишевича продал большой семейный дом, чтобы оплачивать поездки сына на турниры. «Горан был лучшим юниором в Европе, — объяснял свой шаг папа. — Я же был молод, имел хорошую профессию, был завкафедрой электроники университета в Сплите, а потому не сомневался, что могу временно снимать жилье, чтобы потом заработать на дом».
А свидетелем этой курьезной сцены корреспондент «Труда» стал в 2003 году. Тогда президент Ассоциации женского футбола России Владимир Моделевский яростно выговаривал успешному тренеру Валерию Газзаеву за его чрезмерную любовь... к теннису. Мне он объяснил свои претензии так:
— Я же видел, как Вика Газзаева еще в дошкольном возрасте обращалась с футбольным мячом. Папины гены не спрячешь! Мальчишки ее возраста так не умеют! Тем не менее отец зачем-то отдал ее на теннис. И что теперь?! Таких теннисисток, как она, в России десятки. А какой талант потерян для футбольной сборной России!
Не берусь судить, кто из них оказался прав.