Главная Культура 01:58 26 Июля 2012 3858
Эдита Пьеха: Я намерена жить, а не доживать

Знаменитая певица рассказала в преддверии своего юбилея, что не собирается пугать Россию прощальным концертом

Дмитрий Ильин

Она всегда была особенной, не похожей на всех. Западный лоск, загадочный акцент, неповторимый тембр голоса. Такой, в общем-то, и остается... В последний день июля знаменитой Эдите Пьехе исполнится 75 лет, но покой певице только снится. Полячка, при жизни ставшая российской легендой, говорит, что не собирается пугать полюбившую ее страну прощальным концертом.

— Эдита Станиславовна, немного волнуетесь перед юбилеем?

— Да не немного, а очень даже сильно. В этот день я выступлю перед своими самыми верными поклонниками, и от того, как пройдет концерт, зависит очень многое. По большому счету он и покажет, не напрасно ли я эти 55 лет выходила на сцену, а в конечном счете — и прожила свою жизнь. Это будет отчет по полной программе — напомню людям, кто я, откуда, исполню свои лучшие песни. А во втором отделении обязательно спою по-французски и по-польски. Начну польскими песнями, потому что в зале непременно будут дипломаты польского консульства. Сколько выступаю, на день рождения всегда получаю от них большую корзину белых гвоздик — это уже как закон. Они знают: я не забываю, кто я по крови. Уже 56 лет я живу в России, но это неважно — важно то, что я помню, кто мои предки, помню родной язык.

— Скажите, а если пройтись по Варшаве и назвать ваше имя, какая будет реакция?

— Нет, сейчас это уже нереально. Это в конце 1960-х меня там знали — тогда на крыльях в Польшу полетели три мои песни. В 1968 году мы выступали в Зале конгрессов — это самый большой и престижный зал в Варшаве. Там присутствовали известные польские критики, среди них был Люциан Тедринский, и он тогда написал огромную статью. Если вкратце, то спасибо ансамблю «Дружба» — мы услышали новое слово, открыли новую страницу советской эстрады; а вот солистка этого замечательного коллектива нас удивила и расстроила. Удивила тем, что она талантливая, расстроила — потому что, к сожалению, у нас ее украли русские. Прямо так и было написано: «украли русские».

А во Франции, когда представляла Ленинградский мюзик-холл в «Олимпии», меня называли «девушка из Ленинграда». Писали: у нее изысканный французский, она порадовала своей культурой и интеллигентностью. Так что я получала какие-то комплименты в тех странах, с которыми волею судеб была связана.

Я родилась и девять лет прожила во Франции, была война. Очень грустный период, я называю его серо-черным: война — серая, черный — это траур моей мамы по папе, по брату. Это ее второе замужество: вышла за соседа, чужого человека — лишь бы нас на улицу не выгнали, потому что хозяин шахты не предоставлял жилье семьям, где не было шахтеров. Это бомбежки, расстрелы, потому что во Франции было сильное подполье. С 9 лет до 18 — Польша, Судеты...

— Счастливые годы?

— Не то что счастливые, но уже другие. Уже маме не надо было думать, где кусочек хлеба достать. Там, еще в начальной школе, судьба подарила мне встречу с замечательной учительницей, благодаря которой я сама захотела стать педагогом. Окончила педагогический лицей с отличием. И неожиданно от судьбы подарок — в 17 лет попадаю на учебу в Советский Союз. Вырываюсь из лап, скажем так, моего отчима, который дрессировал меня, будто я артистка цирка. Он не понимал, что я хорошая — боялся, что буду плохой.

И вот в 1955 году я оказалась в Советском Союзе. Здесь мне исполнилось 18, и здесь судьба вообще сыграла со мной интересную шутку. Вместо того чтобы спокойно заниматься психологией и стать хорошим учителем, я попала на эстраду. Я получала удовольствие от того, что пою, конечно, записалась в хор польских студентов, которым руководил Александр Броневицкий. Не подозревая еще, что это моя судьба.

— Какие советы нынешним звездам дадите?

— Вы знаете, я, во-первых, не музыкант — я же не училась нигде музыке. Мое восприятие — интуитивное, но оно очень часто бывает близко к истине. Помню, как-то меня пригласили в жюри — в Сочи проходил конкурс. Там был певец — ставленник ЦК комсомола, Калайда его фамилия. Спрашиваю председателя жюри Флярковского: «Что вы думаете об этом певце?» — «Хорошо поет». Потом Долина вышла. Все знали, что в это время она пела в ресторане «Жемчужина». Флярковский: «Тоже хорошо поет, но она ведь из кабака». Я возмутилась: «Так же неправильно: этот из комсомола, значит, хороший, а эта из кабака, значит, плохая».

Потом уже началось обсуждение. Все: Калайда, Калайда!

А я говорю: «Стоп! Вот девушка по имени Лариса спела так, что у меня были мурашки. Вас волнует, что пока она поет в ресторане? Но ее, если найдет свои песни, будут помнить еще много-много лет, а Калайду вы на следующий год забудете». Кобзон говорит: «Правильно, Эдита, ты права. Я — за Долину». Нет, все-таки Калайде дали первое место. А Долиной — все-таки второе. Но про коллег я не могу ничего говорить, не могу быть судьей. Вообще я хочу, чтобы на нашей эстраде на первом месте была духовность. Смысл, стихи, хорошая музыка. Исполнители, которых с первого раза можно запомнить, а не случайные, которых надо раскручивать с помощью клипов и проплаченных телепередач. Искусство — это не фабрика, не индустрия. Хотя у нас и «Фабрика звезд» была. Но много ли этих «звезд» задержалось?

— А как же ваш внук, Стас Пьеха?

— Ну, я не могу про него говорить. Не потому, что у него моя фамилия... А потом, в нем что-то есть, вы знаете. Он очень скромный, у него вокал хороший, генетика — его отец-литовец пел великолепно. Какое-то время у Стаса была некая растерянность, он думал про джаз, слушал только английских певцов, Стинга и других. А я все-таки пытаюсь перетянуть его на Бернеса, хочется, чтобы он был славянским певцом. И не только певцом, но и исполнителем — в этом плане мне ближе французская школа, где на первом месте смысл песни, а не просто самолюбование и модная аранжировка.

— Вы в Питере, все родные в Москве. Не боитесь одинокой старости?

— Вы знаете, я же выросла в одиночестве. Потеряла папу в четыре года, и в детскую мою головку поступила какая-то негласная информация: теперь ты одна. Мне снилось по ночам, что папа приходит ко мне, помню эти его слова: «Тебя никто защищать не будет, ты сама должна выстоять в жизни». Поэтому мне одиночество совсем не страшно. И помощи ни от кого мне не нужно. Я, в отличие от своих более молодых коллег, «последними» концертами страну не пугаю. Считаю, у каждого артиста последний концерт бывает тогда, когда он совсем еще его не ждет. Но когда-то и это случится — не всегда смогу подрабатывать. Но на одну пенсию жить не стану. Я буду свой дом сдавать, а сама поселюсь в маленьком флигелечке. Это я про себя думаю, в силу своей шахтерской живучести. Понимаете, я не дам себя уничтожить. Я буду жить — пусть совсем скромно, — но не буду выживать. И не буду доживать.

Наше досье

Эдита Пьеха родилась 31 июля 1937 года в Нуаэль-су-Лан (Франция). В 1955 году получила направление на учебу в Советский Союз.

В 1956 году стала солисткой первого в СССР ВИА «Дружба» и вышла замуж за Александра Броневицкого.

Самые известные песни: «Наш сосед», «Надежда», «Манжерок», «Нам рано жить воспоминаниями».

Дочь — артистка и телеведущая Илона Броневицкая, внук — певец Стас Пьеха.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6068
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4597
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...