Загадка столь странного программирования открылась довольно просто: в рождественской сказке одним из важных "героев" истории является зима, снежная и вьюжная. Смотреть "холодные" сцены для зрителей, изнуренных трехнедельной африканской жарой, как выяснилось, - истинное наслаждение.
Я привел почти курьезный пример "программирования по контрасту". Тут, к счастью, не было жесткой борьбы за показ ленты: на других каналах разве что улыбнулись, позавидовав сообразительности коллег. Но так случается, увы, не всегда. Обычно телевизионные "стратеги", ломающие голову над тем, как одолеть конкурентов с соседних "кнопок", бывают весьма далеки от благодушия. Они идут на самые изощренные, коварные приемы, чтоб заманить максимально большую зрительскую аудиторию.
Впрочем, кроме изощренных приемов, используются и простейшие. Скажем, выпуск информации ставится с опережением на несколько минут по отношению к конкурентам. От одной минуты (была, помните, передача на ОРТ, которая даже в названии своем - "19.59" - выдавала заложенный в ней хитрый замысел) - до пяти (еще недавно главный вечерний выпуск "Событий" на ТВЦ начинался в 19.55). Кстати, обе названные передачи ставили своей целью отвлечь зрителей от "Вестей" (РТР), уже более десяти лет подряд выходящих ровно в 20.00.
РТР приняло вызов коллег с ТВЦ. С середины февраля текущего года в 20.30 появились "Вести. Москва". Вскоре выяснилось, что федеральный канал живее и разнообразнее рассказывает о жизни столицы, нежели московский. На этом фоне пятиминутное опережение с выходом в эфир стало выглядеть неудачной уловкой: две недели назад на ТВЦ приняли решение начинать "События. Время московское", как и "Вести", в 20.00. И всерьез задумались, как составить конкуренцию коллегам с федерального канала по существу, без всяких там хитростей.
Надо сказать, что все противостояния в эфире, начиная от мелких стычек и кончая масштабными битвами, происходят в конечном счете из-за рейтинга. Цифры-проценты, вычисляемые социологами и поставляемые каналам, а также, что немаловажно, фирмам-производителям разных товаров, оборачиваются гигантскими деньгами, получаемыми за рекламу. Критики, деятели культуры, политики постоянно сетуют на пагубную для гармоничного развития отечественного ТВ всесильную власть рейтинга.
Эта проблема имеет много аспектов. Я же хочу отметить, как борьба за рейтинг сказывается на взаимоотношениях между коллегами-телевизионщиками. Помню, присказка "Оставайтесь с нами!", которую ловкий телеведущий употреблял перед каждой рекламной паузой, покоробила меня, только появившись. Почему, думалось, я должен продолжать смотреть именно эту передачу, когда в моем распоряжении столько каналов? И почему этот журналист вопреки популярному тогда призыву любимого телевизионного мультипликационного персонажа кота Леопольда: "Жить дружно", - так откровенно и бессовестно "тянет одеяло на себя"?
Сегодня "оставайтесь с нами", "не переключайтесь на другой канал" и прочие телевизионные заклинания стали привычными и никого уже не возмущают. Они свидетельствуют о нравах, что сложились в нашем телевизионном сообществе. Мало кого удивило, когда на заседании совета директоров канала ТВ-6 пришедший туда гендиректором Е.Киселев назвал испрашиваемую для утверждения сумму своего месячного оклада - она была пятизначной, причем, понятно, в долларах. Многие его коллеги-журналисты, пожалуй, за свою жизнь не смогут заработать того, что он получит за 30 дней.
Сверхдоходы наших "телезвезд" зависят сегодня уже не столько от их таланта и успешной творческой деятельности, сколько от мощности сигнала телевизионного передатчика, который транслирует "по всей Руси великой" весьма полезные для миллионов сограждан сведения, касающиеся гигиенических прокладок, детских памперсов, средств от облысения и перхоти...