С тех пор как Олег Добродеев занял пост председателя ВГТРК, все его неспешные шаги, касающиеся предпринятых перемен в информационной части канала и в формировании творческого коллектива, выглядят в высшей степени разумными и грамотными. После Евгения Ревенко, который пришел на РТР почти одновременно с Добродеевым, появление здесь еще двух видных энтэвэшников можно расценивать (пусть и на обыденном уровне) как результат усилий председателя по переманиванию профессионалов конкурирующего канала под свое крыло. Не станем утверждать, что это обстоятельство сыграло решающую роль в перемене места спецкоров НТВ. "Миграция кадров на телевидении вполне естественна, - сказал нашему обозревателю помощник председателя ВГТРК Александр Ефимович. - Если посчитать, то сотрудников, пришедших работать на НТВ с Российского телевидения, сегодня все-таки больше, чем тех, кто с НТВ перешел на РТР".
Понятно, что для Олега Добродеева, привыкшего работать с командой профессионально состоятельных, испытанных и талантливых журналистов, с которыми его связывают к тому же и многолетние личные отношения, заполучить известных корреспондентов на государственный канал, где требуется радикальное обновление, выгодно во всех смыслах. Но и для журналистов НТВ это сотрудничество небезынтересно. Достаточно сказать, что Евгений Ревенко за короткое время стал ведущим "Вестей", главной информационной программы РТР, фактически - лицом второго канала.
Если учесть, что в последнее время материалы Елены Масюк появлялись на НТВ крайне редко, то можно говорить о некоей творческой усталости, которая естественным образом рано или поздно дает о себе знать. К Аркадию Мамонтову такое предположение относится в меньшей степени: как военный корреспондент он постоянно выходил в эфир со своими репортажами. Но в то же время нельзя не заметить, что оба журналиста давно переросли короткий новостной формат. При том, что и Масюк, и Мамонтов были авторами рубрики "Специальный репортаж", которая выходит в программе "Сегодня", работали в "Итогах" и в передаче "Профессия: репортер", их профессиональный резерв все же использовался не в полной мере. Нельзя сбрасывать со счетов и нынешнюю ситуацию на НТВ, связанную с темой "защиты свободы слова". Подобные потрясения, по-видимому, не обходятся без потерь.
Конечно, переход теперь уже бывших спецкоров НТВ на государственный канал случился не только по этим причинам. В принципе все обстоит гораздо проще, чем можно предполагать. Дело в том, что Олег Добродеев вместе с руководством канала задумал новую программу под условным названием "Большой репортаж", выход которой рассчитан на начало следующего телесезона. Подготовкой этого проекта как раз и займутся Елена Масюк и Аркадий Мамонтов. Результат их творческих усилий мы увидим в сентябре.
А усилия другого видного телевизионщика, перешедшего на РТР с ТВ-6 из приказавшей долго жить программы "Обозреватель", уже можно оценить. Станислав Кучер, еще недавно тосковавший по дальним путешествиям, по живым, неполитическим темам, выпустил в эфир свою новую программу "Наше дело". Исполненная в жанре ток-шоу, который на телевидении постепенно пошел на убыль, эта программа заявила о проблемах, "о которых каждый нормальный гражданин нашей страны скажет: это меня касается, это мое дело". Премьерный выпуск был посвящен "безопасности каждого из нас". В студию были приглашены гости строгие и солидные: адмиралы и контр-адмиралы, а также совсем юные кадеты, представители движения "В поддержку флота", журналисты, депутаты Госдумы. Речь шла о военно-морском флоте, точнее - о нынешнем его развале. Станислав Кучер представил несколько сюжетов из когда-то процветающей северной морской базы, расположенной в Мурманской области. Сегодня это заброшенный памятник разрухи, безжизненный остров ржавеющего металла. В отсутствие публицистического контекста на нашем телевидении программа Кучера воспринималась особенно актуально, тем более что проблемы, связанные с безопасностью страны, на всеобщее обсуждение не выносятся. А если бросить взгляд на весь легкомысленный набор передач, из которых состоит ежедневный эфир Российского канала, то "Наше дело" можно расценивать как вполне удавшуюся попытку серьезного, осмысленного телевидения.