
Ной Сонемани работает на строительстве железной дороги Китай — Лаос на севере Лаоса. Раньше он был простым строителем, а теперь стал квалифицированным сварщиком и удостоен звания железнодорожного мастера. Получая около 460 долларов в месяц, 26-летний парень говорит, что доволен работой.
Ной Сонемани — один из миллионов людей во всем мире, которым принесли пользу проекты сотрудничества в рамках «Пояса и пути». С момента выдвижения инициативы председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году 125 стран и 29 международных организаций подписали с Китаем 171 соглашение о взаимодействии.
В рамках «Пояса и пути» КНР не только помогает другим государствам развивать экономику и повышать уровень жизни населения, но и предлагает платформу, на которой все страны могут работать вместе в интересах совместного процветания.
Проекты множатся, сотрудничество развивается
Железная дорога Китай — Лаос, завершение строительства которой ожидается в 2021 году, — лишь один из проектов сотрудничества в рамках «Пояса и пути». Она протянется на 414 км от пограничного перехода Мохан-Ботен на севере Лаоса до столицы страны — Вьентьяна. Поезда будут ходить со скоростью 160 км/ч, превратив государство, не имеющее выхода к морю, в хаб наземного транспорта.
Международный контейнерный терминал Коломбо в западной части Шри-Ланки, совместно управляемый китайской компанией CM Port и Портовой администрацией Шри-Ланки с 2014 года, превратил порт Коломбо в один из самых быстрорастущих в мире. По данным международного рейтингового агентства Alphaliner, в первой половине 2018 года в Коломбо наблюдались самые высокие темпы увеличения объемов контейнерных перевозок.
В рамках Китайско-пакистанского экономического коридора за первые пять лет его существования был реализован ряд энергетических проектов, которые позволили Пакистану решить проблемы с перебоями подачи электроэнергии и способствовали экономическому развитию страны.
Курсирующие между Китаем и Европой грузовые поезда (экспрессы CR) — важная артерия международной торговли. В настоящее время они связывают 59 городов КНР с 50 городами в 15 европейских странах, при этом общее число рейсов достигло 14 тысяч по состоянию на конец февраля.
Франция согласилась совместно с Китаем содействовать сотрудничеству на рынках третьих стран в рамках «Пояса и пути», а Италия подписала с КНР меморандум о взаимопонимании по совместному продвижению инициативы.
Инициатива «Пояс и путь», обладающая большим потенциалом как для развивающихся, так и для развитых экономик, становится все более привлекательной во всем мире.
Последние исследования Всемирного банка и других международных организаций показали, что сотрудничество в рамках «Пояса и пути» сократит издержки мировой торговли на 1,1-2,2% и внесет вклад в глобальный рост экономики в 2019 году на уровне не менее 0,1%.
Миф о «долговой ловушке»
В то время как глобальная поддержка «Пояса пути» растет, некоторые западные политики и СМИ обвиняют Китай в создании «долговой ловушки». Эти обвинения были опровергнуты официальными лицами и экспертами по всему миру.
Исследование, опубликованное в январе страховщиком торговых кредитов Euler Hermes, показало, что «Пояс и путь» добавит 0,3% к объему мировой торговли и 0,1% — к росту глобального ВВП, а в странах — участницах инициативы будут зафиксированы более высокие объемы торговли.
Председатель Администрации портов и зоны свободной торговли Джибути Абубакер Омар Хади назвал обвинения против Китая «полной чушью», пояснив, что выгоды от строительства инфраструктуры намного превысят инвестиции.
По его словам, общий объем экспортно-импортных операций через порты Джибути составил 41 млрд долларов. Такого показателя невозможно было бы достичь без развития инфраструктуры.
Постоянный представитель Программы развития ООН в Камбодже Ник Бересфорд отметил, что «Пояс один путь» предлагает огромные возможности для этой азиатской страны и ее правительство четко заявило о приверженности данной инициативе.
«Пояс и путь» «не создаст долговую ловушку для Камбоджи», подчеркнул заместитель госсекретаря Министерства экономики и финансов Камбоджи Хем Ваннди.
Как заявил преподаватель фиджийского Южно-Тихоокеанского университета Кешмир Макун, «важно знать, что Китай часто принимает во внимание способность выполнять обязательства по внешней задолженности и платежеспособность кредитуемых стран, таким образом предотвращая тяжелое долговое бремя». «Финансируемые Китаем проекты не только имеют хорошее качество и стоимость, но и оказывают социально-экономическую помощь местным жителям», — сказал он.
Ланкийский ученый Душни Виракун и профессор экономики австралийского Университета Монаша Сисира Джаясурия написали в своей статье, что долговая проблема Шри-Ланки не имеет никакого отношения к китайским кредитам, которые составляют всего лишь около 10% от общего внешнего долга островного государства.
Что касается скоростной автомагистрали в Черногории, то Международный валютный фонд (МВФ) заявил, что этот проект уже придал импульс развитию страны: «после роста на 2,9 % в 2016 году экономика выросла на 4,4 % в 2017 году». МВФ прогнозирует, что первичный профицит бюджета Черногории к 2020 году составит 4,5 % ВВП.
Обвинения в адрес «Пояса и пути» «ошибочны и неверны», подчеркнул Хайри Турк, профессор Школы бизнеса им. Стюарта при Иллинойском технологическом институте в Чикаго.
Взаимосвязанность для общего процветания
В основе «Пояса и пути» лежат обмены, считает Хайри Турк. И действительно, эта инициатива, продвигая глобализацию в направлении большей открытости, инклюзивности и сбалансированности, способствует созданию торговой и инфраструктурной сети, соединяющей страны мира на основе взаимоуважения, равенства и взаимной выгоды.
Выступая в 2018 году на симпозиуме, посвященном пятой годовщине «Пояса и пути», Си Цзиньпин отметил, что это открытая и инклюзивная инициатива, а не эксклюзивный блок или «китайский клуб».
Данная инициатива принесла реальные блага странам-участницам при помощи проектов двустороннего сотрудничества. Кроме того, международное сообщество стало признавать ее значение для усиления взаимосвязанности ради совместного создания новых двигателей роста и решения проблем несбалансированного развития.
Говоря об «Поясе и пути», Абубакер Омар Хади заявил, что «ожидает более сильной взаимосвязанности между Африкой и остальным миром».
Доцент бельгийского Университета Гента Фабьен Боссюи отметил, что Центральная Азия не имеет выхода к морю, что сказывается на ее торговле с остальным миром. Благодаря расширению взаимосвязанности — «модной» идее в рамках «Пояса и пути» — этот регион, безусловно, выиграет экономически, уверен ученый.
По словам К. Макуна, инициатива «Пояс и путь» помогла тихоокеанским островным странам привлечь больше иностранных инвестиций от государств-соседей. «Вне всякого сомнения присутствие и помощь Китая побудили и наших региональных партнеров, таких как Австралия, Новая Зеландия и США, прилагать больше усилий. Хорошо, что такие страны взяли на себя обязательства по стимулированию развития Тихоокеанского региона», — сказал он.
КНР предлагает не одностороннюю и протекционистскую политику, а шанс на «мирное и всеобщее процветание» для всех стран, считает итальянский китаевед Франческо Маринджо.
Заместитель председателя Клуба 48 британских групп Кит Беннетт полагает, что «акцент «Пояса и пути» на инфраструктуру и взаимосвязанность закладывает наилучший фундамент для содействия комплексному и всестороннему экономическому развитию и улучшению качества жизни населения в будущем».
«Пояс и путь» — «операционная платформа для того, чтобы нации работали вместе... и мирно разрешали разногласия путем переговоров, взаимных уступок и взаимовыгодных решений», — заявил глава вашингтонского бюро американского издания Executive Intelligence Review Уильям Джонс.