Американские толстосумы показали нам удивительный пример. Миллионеры из штата Нью-Йорк написали губернатору Эндрю Куомо письмо, в котором призвали рассмотреть вопрос о повышении налогов для богачей. Это не благотворительность, а вполне утилитарный расчет: дополнительные сборы повысят качество быта в штате, где они живут.
В письме отмечается, что дополнительный доход, который власти получат от этих поступлений, помог бы решить проблемы детской бедности и беспризорничества, а также восстановления старых мостов, тоннелей, водопровода и дорог. «Как у жителей Нью-Йорка, которые уже внесли свой вклад в экономику государства и извлекли из этого выгоду, у нас есть и возможность, и обязанность выплатить равную долю. Мы легко можем себе позволить платить наши текущие налоги и имеем возможность платить еще больше», — говорится в письме. Подписи под ним поставили потомок Джона Рокфеллера Стивен Кларк Рокфеллер, кинорежиcсер и продюсер Эбигейл Дисней, управляющий партнер InterMedia Partners Лео Хиндери и еще 37 нью-йоркских богачей, предложивших поднять для них налоговую планку на 0,5-1,5%.
Для справки. В США действует двухступенчатая налоговая система. Основные подоходные налоги собираются в федеральную казну. До 1964 года максимальная ставка составляла 91%, затем ее снизили до 79%, в 1981-м — до 50%. Ныне максимальная ставка составляет около 40% — но это с учетом местного налога.
В Нью-Йорке местный налог с миллионеров составляет 8,82% — это максимальная ставка. Теперь предлагается с заработков от 2 до 10 млн долларов отчислять в казну штата 9,35%, с заработков до 100 млн — 9,65%, а для более богатых поднять ставку до 9,99%. В итоге только с 40 инициаторов местная казна получит от 40 до 60 млн сверхплановых долларов. А ведь миллионеров там куда больше. Учтем: это дополнительно к тем миллиардам, которые выплачиваются в казну штата в обязательном порядке — согласно налоговому законодательству. Сверх десятков и сотен миллиардов, поступающих в федеральный бюджет (в США он на 50% состоит из выплат подоходного налога; в России личные налоги составляют лишь 20% бюджета).
Теперь сравним эту картинку с отечественными реалиями. Forbes недавно сообщил, что в минувшем году число миллиардеров (долларовых!) в Москве сократилось на семь человек и российская столица опустилась на третье место в мире с показателем в 66 человек (Нью-Йорк на втором — 95). Представим, что все наши 66 супертолстосумов взяли бы пример с нью-йоркских коллег и добровольно повесили на себя дополнительный налог в 1-1,5%. Доходы составили бы никак не меньше 6-8 млрд рублей.
А исследования компании New World Wealth показали, что сегодня в России насчитывается более 82 тысяч долларовых миллионеров, из которых 52 тысячи проживают в Москве. Это более реальная цифра, чем учет по данным Forbes российских миллиардеров, более половины которых давно перебрались в иные страны. Роман Абрамович и Алишер Усманов который год фигурируют в рейтинге «Самые богатые лондонцы». Самыми богатыми швейцарцами числились Виктор Вексельберг и Геннадий Тимченко, Василий Анисимов и Дмитрий Пумпянский, Вячеслав Кантор и Юрий Шефлер, Василий Шахновский и семья Сафиных...
Но 82 тысячи долларовых миллионеров — тоже неплохая цифра. Учтем, что из своих личных доходов они платят в казну всего лишь 13% подоходного налога — таких льгот не знает никакая цивилизованная страна. Спрашивается, почему?
Замминистра экономического развития Станислав Воскресенский на этой неделе заявил: «Есть завоевание, которое надо охранять. Одним из таких завоеваний является плоская шкала НДФЛ, которую нужно охранять как институт».
Как говорится, эту бы энергию да на благие цели! В стране чуть ли не ежегодно меняются налоги с бизнеса, пенсионная система, порядок и проценты сборов в социальные фонды. Но для замминистра экономического развития (!) священной коровой была и остается плоская шкала НДФЛ в невиданные для других стран 13%. Это было сказано в ответ на обсуждение в Госдуме предложения увеличить подоходный налог для получающих больше 5 млн рублей в год.
Так что и кого именно охраняет наше правительство? Стабильность налоговых сборов? Но за последний десяток лет в стране в разы упали выплаты «теневых зарплат», и вычислить новых теневиков нынче не так сложно. Предложение депутатов ввести налоговую прогрессивку с заработков в 5 млн абсолютно безопасно для населения страны, где среднемесячный заработок составляет 30 тысяч рублей в месяц.
Не пострадает и бизнес, ибо российские предприниматели никогда не жаловались на налогообложение личных доходов, а только лишь умоляли ослабить «удавку» на корпоративные финансы. Их можно понять: согласно данным одной из самых авторитетных экспертных компаний мира — PWC, совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень налогового бремени в странах ЕС (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%).
А ведь в расчетах экспертов не учтен ряд весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес прочих налоговых платежей и сборов в бюджет, в том числе ряд акцизов и пошлин. С учетом их реальная эффективная ставка на отечественную экономику достигает 65-70%. Надо ли удивляться, что в стране «загибается» почти любой бизнес, кроме сырьевого и торгового?
Такой перекос в налогообложении личных и корпоративных доходов играет негативную роль, вынуждая предпринимателей делать выбор между вложениями в бизнес (где государство сдерет две трети дохода) и высасыванием из своего же бизнеса максимальной прибыли в собственный карман (здесь придется отдать государству лишь 13%).
Зато в стране есть обширный класс людей, которые «не пашут, не сеют, не строят», но за казенный счет живут припеваючи, даже без откровенного воровства. Это госслужащие высокого ранга, официальные доходы которых в последнее десятилетие выросли в разы и даже на порядки. Именно для них крайне опасна предлагаемая депутатами прогрессивка. Ибо она непременно затронет, к примеру, самого замминистра Воскресенского — не самого богатого чиновника (годовой заработок в 2014 году — 7,2 млн), хотя оставит в покое супругу (1,7 млн в год). У коллеги Ольги Деруновой — замминистра и главы Госимущества годовой заработок за тот же период превысил 26 млн рублей — здесь «прогресс» может быть очень солидным. У ее супруга заработок поменьше — 5,3 млн, но тоже подпадает под дополнительное налогообложение. У министра Михаила Абызова годовые доходы превышают 222 млн, у вице-премьера Александра Хлопонина — 280 млн, у спикера СФ Валентины Матвиенко — 160 млн рублей...
Еще больше «пострадают» жены многих высокопоставленных чиновников, которые в последние годы массово переквалифицировались из домохозяек в бизнес-вумен, и теперь на свои доходы, приближающиеся к миллиардным, беспроблемно содержат именитых мужей-бессребреников.
В последнее время российские чиновники много говорят о социальной ответственности бизнеса. Но, быть может, пора им задуматься и о собственной ответственности перед страной, в которой только за последний год число живущих ниже порога бедности выросло на 3,1 млн человек — до 19,3 млн. Это 13,4% населения — каждый восьмой россиянин...