Социальный оптимизм россиян заметно снижается. По данным ВЦИОМа, четверть респондентов ожидают ухудшения жизни. Это рекордный уровень пессимизма за 10 лет исследований. В прошлом году он составлял лишь 13%. Что беспокоит россиян, куда пропала та самая «вера в светлую даль», о которой еще в пору перестройки пел Кинчев?
Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития
— Опасения понятны: в следующем году повысят НДС и вступит в действие пенсионная реформа. Несмотря на заверения высоких чиновников, снижаются реальные доходы. Многие набрали потребительских кредитов, а как возвращать? Необходимость еще туже затягивать пояса оптимизма точно не добавляет. По замерам Левада-Центра, почти половина наших сограждан не знают, чего ждать в ближайшие месяцы. Улучшил бы настроение народу рост экономики, но его на горизонте не видно.
Наталья Зубаревич, профессор географического факультета МГУ, эксперт по региональной экономике
— Скажу коротко: наконец-то до людей дошло! Страна в известном месте, и никаких подвижек к лучшему. Если уж до респондентов ВЦИОМа дошло, где мы находимся, значит, мозги прочищаются. Что в принципе неплохо, ведь так открывается дорога к рациональным решениям.
Лев Рубинштейн, поэт
— Помню 60-е, оттепель. Тогда и власть, и общество верили в будущее. Была популярна научная фантастика с ее сюжетами о всеобщем благе. А в последние годы из официального языка начисто исчезла категория будущего. Предписано гордиться былым, и слово «победа» обращено только к прошлому. Откуда взяться оптимизму, когда в словах и действиях государство смотрит назад?
Павел Данилин, член Общественной палаты Москвы, политолог
— Во многом виновата внешнеполитическая ситуация. Что бы мы ни делали, она не изменится. Но Россия сохранила политическую субъектность — условие нашего благополучия. Пока мы были объектом мировых игр, уровень благополучия оставлял желать лучшего. За взятки покупались посты и государственная собственность. Мы как-то подзабыли ужасы 90-х. Молодежь воспринимает сегодняшние победы как данность. Прибавьте к этому общий рост благосостояния и запросов. А благодаря интернету создается ложное впечатление, будто уровень жизни падает. Настроения подпортила и пенсионная реформа. Что делать? Во-первых, показывать народу, что может быть хуже — как на той же Украине. Во-вторых, налаживать коммуникацию чиновников и граждан. И, наконец, ввести цензуру и отменить губернаторские выборы. У людей слишком много свобод.
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— Сама власть и есть главная причина неблагополучия населения. Но давать советы чиновникам — все равно что просить ее сменить саму себя. С трибун говорят про инвестиции, науку, реиндустриализацию, но олигархическая система не пойдет дальше слов. Ни вложения в науку и технологии, ни наведение порядка в налогообложении, где основная нагрузка пала на бедных, ни создание рабочих мест с достойными зарплатами ей категорически неинтересны. Продолжается активный вывод средств за рубежи Родины. В этом преуспели и бизнес, и государство. В таких условиях повод для оптимизма найти трудно.