Главная Культура 00:02 25 Сентября 2015 4449
Александр Галибин: Собираюсь прожить до ста лет…

Из 60 лет своей жизни полвека актер связан с миром искусства

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Народному артисту России Александру Галибину 27 сентября исполняется 60 лет. Практически 50 из них он связан с миром искусства. Одиннадцатилетним пареньком Саша пришел в Ленинградский Театр юношеского творчества, где сыграл свои первые роли. После громкого успеха фильма «Трактир на Пятницкой», в котором Галибин снялся еще студентом, к нему пришла всесоюзная слава. С тех пор он активно работает в кино, театре, на телевидении, оставаясь одним из самых популярных актеров и одним из самых востребованных театральных режиссеров.

— Александр, как будете отмечать грядущий юбилей?

— Для широкой общественности — никак. Хотя, не скрою, поступали на этот счет предложения симпатичные и вежливые, но я столь же симпатично и вежливо от них отказывался. Собираюсь уехать с семьей в теплые края и побыть какое-то время в тишине и покое. Я так много работал в последние годы, так редко видел жену и детей, что для меня это будет настоящим подарком.

— Ну, наверное, стоит ждать подарка и от жены...

— Она мне его уже сделала. Самый лучший подарок, который я получал в своей жизни, — это сын Василий. Ира (Ирина Савицкова, актриса, третья жена Галибина. — «Труд») родила его 15 сентября год назад. И она сама, и я, и наша 12-летняя дочь Ксюша души в нем не чаем. Еще один подарок я сделал себе сам. Это фильм «Золотая рыбка», который я только что закончил в качестве режиссера. Для меня это очень важное событие в жизни.

— Если коротко, о чем фильм?

— Мне всегда хотелось снять картину о войне, вернее, не о самой войне, а о ее горьком отголоске. И еще мне хотелось снять кино о мире детства, о взаимоотношениях ребят и родителей, о детских представлениях про честь, совесть, достоинство, предательство, боль. Две эти темы, замешанные вдобавок на мифологии сказки Пушкина «Золотая рыбка», соединились в моем фильме, который я посвятил своему недавно ушедшему отцу. Это тоже неспроста. Мои родители — блокадники. Детьми они пережили в Ленинграде тяжелейшую зиму 1942 года. Мама вместе с родителями уехала в эвакуацию, оказалась в Сибири. У папы родители погибли. Сам маленький, он оказался с младшим братом на руках. Когда по Ладоге их переправляли на Большую землю, баржу разбомбило. Брат погиб, мой отец чудом выжил. Потом был детдом, ремесленное училище, поиск уцелевших родственников.

Сюжет фильма не связан напрямую с этими событиями. Более того, действие «Золотой рыбки» происходит в 1946 году в небольшом среднеазиатском городке, где в эвакуации оказалась мать с двумя детьми и где в госпитале долечивается их отец. Но для меня эта история имеет много внутренних перекличек с нашей семейной болью и семейной гордостью.

— Я знаю, что во время съемок у вас были большие разногласия с продюсером фильма Борисом Токаревым...

— Я считаю, что говорить сегодня об этом неэтично. Это наши внутренние разборки, которые мы завершили на стадии монтажа картины. Могу сказать, что в результате я сделал фильм таким, каким он мне виделся, каким я его хотел снять, каким я его покадрово нарисовал вместе с оператором и художником задолго до съемок. Возможно, опытные кинематографисты увидят в «Золотой рыбке» профессиональные огрехи, но я вложил в свой первый фильм душу и сердце без остатка, и я целиком отвечаю за то, что зрители увидят на экране.

— Итак, в канун своего 60-летия вы дебютировали в кинорежиссуре, оставаясь при этом популярным актером. Каким вам видится дальнейший путь?

— Я прекрасно понимаю, что актер и режиссер — разные профессии. А театр и кино — разные виды искусства. По образованию я человек театра: учился актерскому делу у народного артиста СССР Рубена Агамирзяна, а тайны режиссуры постигал у такого мастера, как Анатолий Васильев. Но у меня всегда было чувство неизбывной тоски по кино. Я поставил десятки спектаклей в театре, у меня были большие циклы передач на телевидении, но хотелось снять именно фильм для большого экрана. Я вплотную приблизился к этой цели еще в 2006 году — именно тогда я влюбился в сценарий «Золотой рыбки». Мы уже готовились к съемкам, но в 2008 году грянул кризис, деньги пропали. В это время мне сделали предложение возглавить театр имени Станиславского. Я отработал там три года, но случился нашумевший конфликт с труппой, и я, достойно, как мне кажется, завершив некий жизненный и творческий цикл, ушел из театра. И вернулся к замыслу «Золотой рыбки», который не покидал меня все эти годы. Но вот фильм закончен, в этой волнующей меня истории поставлена точка. Не скрою, рассматриваю возможность работать в кинорежиссуре дальше. Идеи есть. Но и актерскую биографию не собираюсь сворачивать.

— На вашем счету под 90 ролей в кино. Есть среди них любимые?

— Я помню и люблю все свои роли. Все до единой. Но есть, конечно, определенные роли-вехи. Например, мне дорога роль Пашки-Америки в фильме «Трактир на Пятницкой», которая стала путевкой в большой кинематограф. Не менее дорога мне и знаковая роль Мастера в экранизации булгаковского шедевра. Сильно и глубоко повлияла на меня роль Николая II в фильме «Романовы. Венценосная семья», если ее можно назвать ролью. Можно ли сыграть путь царя, восходящего на Голгофу? Это можно только прожить, достав из своего внутреннего мира то, что ты сам о себе порой не знаешь. Благодаря Глебу Панфилову это случилось.

Хотя, скажу честно, работа шла непросто. Готовясь к фильму, я прочитал практически все, что было написано на тот момент о последнем русском царе. И мне это странным образом повредило: давил груз избыточной информации. Помню, у нас состоялся серьезный разговор с Глебом Анатольевичем. Он жестко сказал: даю тебе сутки на размышления. Или ты немедленно выбросишь из головы все, что прочитал, или мы расстаемся. Я пережил страшный стресс, но в итоге за сутки все забыл. И работа пошла на лад.

— Несколько слов о «Мастере и Маргарите». Принято считать, что с каждым, кто прикасается к этому роману, случаются мистические вещи. Неужели вас они обошли стороной?

— Начну с того, что эта роль была мне предсказана одним человеком за много лет до экранизации романа. Это был, если угодно, знак судьбы. Я в такие вещи верю. Что касается мистики, то вокруг романа и личности Булгакова сложилось много мифов, которые иногда имеют под собой почву, а иногда нет. Добавлю и я свой миф в эту копилку. Мы закончили съемки 5 марта 2005 года, а 8 марта вместе с Ирой после спектакля в Александринке, где она играла ибсеновскую Нору, поехали к моей маме поздравить ее с праздником. Маленькую Ксюшу, к счастью, оставили дома. Возвращаясь от мамы, попали из-за гололеда в жуткую аварию. Вылетели на встречную полосу, пару раз перевернулись и свалились в кювет. Мы не были пристегнуты, тем не менее, оба не пострадали. Люди, которые сбежались к нашей смятой машине, так и не поняли, как мы остались в живых. Что это было? Расплата за съемки в «крамольной» экранизации? Некое предупреждение свыше о хрупкости человеческой жизни и превратностях судьбы? Это можно как угодно трактовать, но некий мистический элемент в этой истории, безусловно, присутствует.

— Но перейдем к более приятным материям. Скажите, каково это стать молодым отцом в канун своего 60-летия?

— Если честно, я никак не чувствую свои 60 лет. Иногда ловлю себя на мысли, что в тяжелых рабочих ситуациях бываю повыносливее иных молодых. Подобно моим замечательным старшим коллегам Владимиру Этушу и Владимиру Зельдину, я собираюсь жить долго и по возможности счастливо. Своим внутренним взором заглядываю туда, за столетнюю отметку...

— Знаете секреты долголетия?

— Если честно, моей заслуги в хорошем самочувствии и отменном здоровье нет. Спортом регулярно не занимаюсь, питаюсь как придется, иногда в течение дня росинки маковой во рту не бывает. Выручают родительские гены, фамильные корни. И еще... Мне кажется, что во всех сложных жизненных перипетиях нужно всегда оставаться честным по отношению к самому себе, к своему внутреннему «я». Нужно уметь отстаивать свои взгляды, честь свою и своей семьи. Но при этом жить не в борьбе, а в гармонии с самим собой. Я стараюсь жить именно так, и болезни и возраст поневоле отступают.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7062
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?