Главная Культура 01:40 25 Сентября 2009 6898
Анатолий Иксанов: «Я всегда хожу по лезвию бритвы»
Генеральный директор Большого театра — «Труду»
Кухаренко Илья

Сенсационная новость о том, что Большой театр назначил музыкальным руководителем композитора Леонида Десятникова и в тот же день впервые озвучил свои планы на три года вперед, стала поводом для большого разговора с генеральным директором знаменитой труппы Анатолием Иксановым.

— Чья была идея пригласить Десятникова?

— Откровенно говоря, моя. Я долго не верил, что он может согласиться, а потому до последнего момента все держалось в тайне.

— Десятников больше напоминает западного интенданта, который напрямую не участвует в создании спектакля. Однако для многих на посту худрука привычнее дирижер или режиссер.

— У Большого театра бывали очень разные модели руководства. Был момент, когда и Покровский, и Мелик-Пашаев синхронно отказались от поста главного дирижера и главного режиссера, и на годы эти ставки вообще были отменены. Покровский тогда говорил знаменательную вещь: «Главный сегодня в Большом тот, кто в данный момент ставит спектакль».

А вот когда я пришел в театр, Геннадий Рождественский был художественным руководителем, а Марк Эрмлер — главным дирижером. Потом, когда пригласили Ведерникова, мы объединили эти две должности.

Сейчас мы смотрим в будущее, в котором главное событие — открытие исторической сцены. Нам вскоре потребуется множество первоклассных маэстро, а, согласитесь, когда на посту художественного руководителя стоит дирижер, часть из его коллег так или иначе выпадает из команды. Кто-то этому гипотетическому худруку-дирижеру будет неудобен из-за характера, кто-то творчески не очень интересен и близок, а кто то, наоборот, слишком интересен. Та же самая картина и с режиссерами. Поэтому мы (а я, конечно, принимал это решение не единолично) сошлись на том, что худруком может стать композитор — как человек сторонний, но при этом знающий наше дело изнутри.

— Есть и другая сторона проблемы. Десятников в Большом уже становился центром острой дискуссии. И сейчас наверняка определенная публика вновь понесет, что называется, хоругви во славу национального достояния и супротив бесовщины. К бою готовы?

— Да мы всегда готовы. Всем мил не будешь. Было время, когда представитель одной партии очень активно пытался влиять на нашу репертуарную политику. Я тогда ему сказал: «Хорошо, а если сейчас ко мне придет Зюганов, потом „Справедливая Россия“, а потом ещё кто то, и каждый будет требовать свое? А я буду слушать? Это будет дурдом. А между тем никто не имеет права вмешиваться в творческий процесс. И это не я придумал, а Конституция:»

— В ваших планах множество амбициозных проектов, но давайте признаемся, что уже 20-й спектакль сложнейшей, но великой оперы Берга «Воццек» будет продаваться плохо.

— Я вам скажу больше — 10-й: Но это, что называется, имиджевый проект. Во-первых, «Воццек» никогда не шел в Москве, и мы в некотором роде первооткрыватели, а эту культуртрегерскую функцию Большой должен выполнять непременно. Во-вторых, мы уже ищем партнеров (скорее всего, это будет Запад), которые захотят показать его у себя в режиме копродукции. И это повсеместная практика: театры объединяются, чтобы экономить средства, не экономя на качестве. Большой должен работать для всех. И если есть тонкая прослойка зрителей, которые пойдут на Берга, они для нас очень ценны, и мы должны найти способ поставить для них Берга. Ведь это интересно и для музыкантов, и для солистов, хотя, признаюсь, некоторые ещё побаиваются этой музыки.

— А не получится так, что элитарные проекты вроде «Воццека» или даже «Дон Жуана» окажутся такой фестивальной историей, не очень уместной в репертуарном театре?

— Не думаю. Мы же следом за «Воццеком» ставим «Летучую мышь» Штрауса, которая, по нашим расчетам, должна остаться в репертуаре и порадовать самую широкую публику. И, конечно, Большой должен непременно иметь постоянный репертуар русских опер — без этого никак.

— Наверняка к этому проекту и к «Дон Жуану» Моцарта будут привлекаться и зарубежные силы. Тут-то поднимется вторая волна протестов от тех наших солистов, которые и раньше-то больше значились, чем значили, но уволить их было нельзя по трудовому законодательству.

— Это вечная проблема. Без ротации ничего хорошего не будет. Но государство сделало шаг вперед, и мы получили возможность заключать срочные контракты вместо пожизненных. И теперь по окончании контракта мы имеем возможность расставаться без судов. Однако это не касается тех сотрудников, которые уже работали в театре до определенной даты. Поэтому мы ввели систему аттестаций, которую опробовали при переходе на новую сцену, когда пришлось сократить часть коллектива. Эта система позволяет доказывать, более или менее убедительно, что такой-то артист в данный момент театру не нужен. Важно проводить такую аттестацию грамотно, с привлечением внешних экспертов, чтобы не возникало потом вопросов и упреков в сведении счетов.

И молодежную программу мы затеяли в преддверии перехода на основную сцену. Конечно, это создает серьезную проблему внутри коллектива. Вы что думаете, они не понимают, что если придут 10 новых молодых и голосистых, то со столькими же придется попрощаться? И, конечно, опять будут скандалы и суды, но такова жизнь. Безусловно, каждый разговор с артистом, который очень просит, чтобы его задействовали в репертуаре, и говорит, что его детям нечего есть, — это очень болезненный разговор, оставляющий царапину в душе, но я ведь не мать Тереза и не могу решать социальные проблемы отдельного человека во вред театру.

— Я так понимаю, в вашу дверь редко стучатся артисты, чтобы сказать спасибо.

— Никогда. (Смеется.) Надо иметь железные нервы и верить в свое дело. Но я ведь всю свою жизнь занимаюсь театром. Сразу после института. Был единственный перерыв в два года, связанный с каналом «Культура». Я другой жизни-то не знаю и ничего другого не умею. Но иногда бывают мгновения счастья, когда заходишь в зрительный зал в конце спектакля, а там овация. Я иногда своим администраторам, которые начинают зашиваться и жаловаться на беспросветность, говорю: «В зал зайдите! Тогда поймете, для чего вы сейчас этим занимаетесь».

— Что вас самого подвинуло на приход в Большой?

— Масштаб, конечно. Это главный соблазн любого менеджера. Но я при этом три или четыре раза отказывался. Хотел вернуться в Питер к Темирканову. А потом вдруг подумал: «Мне 48. Если сейчас не решусь на что-то главное, то, возможно, упущу последний шанс». Сначала я думал: продержусь полгода, и уже хорошо, потом год. А потом это ощущение забылось.

— Вы всегда избегаете вопросов о вкусовых пристрастиях, но все же какой театр нравится вам самому?

— Цепляющий. Театр должен цеплять, и я не знаю, как сказать это по-другому. Поэтому мне нравится «Евгений Онегин», и по этой же причине мне очень нравился спектакль «Ромео и Джульетта», поставленный Раду Поклитару и Декланом Доннелланом, хотя многие его разругали, а для меня это был тот самый трогающий, драматически выстроенный, цепляющий театр.

— Чем вы готовы рискнуть, чтобы такой цепляющий театр отстаивать?

— А я и так всегда по лезвию бритвы хожу. Если театр затрагивает ключевые вопросы, то реакции часто бывают очень острые. Ведь Большой — это объект стольких различных интересов. Как говорил Покровский: «Потому что театр на холме стоит». Здесь и чиновники, и бизнес, который бывает довольно беззастенчив. Давая деньги театру, наши новые бизнесмены часто не стесняясь требуют, чтобы пели или танцевали определенные люди. На что я отвечаю: «Ты ведь по блату канатоходцем никого не устраиваешь, а чего же ты здесь тогда требуешь?» Бывают ещё и внутренние интересы определенных групп: в опере была такая, можно сказать, группировка, которая никого не подпускала к определенным партиям. Долго с ними боролись, и многих они «съели».

К счастью, львиная доля нашего бюджета — это государственные деньги. И это своего рода подушка безопасности, освобождающая нас от непременного выполнения пожеланий наших меценатов. Они, кстати, периодически говорят: «Ну вот, опять модернуху поставили. Какой это „Мазепа“, на который я с мамой пришел, она была в шоке?» Но это не более чем разговоры и пожелания.

— Сейчас Метрополитен-опера выезжает на том, что спектакли транслируются в интернете и показываются с dolby surround stereo в мультиплексах с огромным успехом по всей Америке — не самой, прямо скажем, интеллектуальной стране. Собираетесь ли перенимать этот опыт?

— Я пытался разговаривать с сетью кинотеатров, предлагал. На меня посмотрели как на полоумного. Сказали: «Плати деньги и показывай, что захочешь». Наши французские партнеры предлагали создать систему интернет-трансляций наших спектаклей. Но местным провайдерам это не надо. И я пока не знаю, чем и как пробивать эту стену.

Планы большого

2009–2010

Обещана премьера «Воццека» Альбана Берга в постановке Курентзиса — Чернякова, «Летучая мышь», которую поставит молодой Василий Бархатов в декорациях Зиновия Марголина. Балетные планы включают «Тщетную предосторожность» в редакции Горского. «Эсмеральду» Пуни — Петипа отредактирует Юрий Бурлака, пообещавший взгляд из XXI века. Григорович поставит «Ромео и Джуль-етту». Классик Ролан Пети покажет «Юношу и смерть», а мастер реконструкций Сергей Вихарев воссоздаст «Петрушку» Стравинского — Фокина.

2010–2011

Публику должен порадовать «Дон Жуан» Моцарта в постановке Васильева с Курентзисом за пультом, удивить — «Вишневый сад» современного француза Филиппа Фенелона, а подразнить — «Золотой петушок» Римского-Корсакова, который поставит Серебренников, а за пульт встанет Синайский. Балет стартует «Апокалипсисом» Прельжокажа, продолжится проектом «XIX–XX», в который войдут старинный «Привал Кавалерии», классические «Рубины» Баланчина и провокационный опус Форсайта Herman Schmerman, и это станет первым сотрудничеством Форсайта с Большим. Десятников выступит как композитор «Утраченных иллюзий», которые будет ставить Ратманский. Завершится все частью проекта «XX–XXI» с «Волком» Пети, балетом Киллиана и хитом Уэйна Мак-грегора Chroma.

2011–2012

Этот сезон Большой надеется открыть на исторической сцене глинковским «Русланом», который поставят Юровский и Черняков. «Отдохнуть от эстетики черных пальто» Десятников предложил на «Кавалере розы», поставленном Саймоном Лоулессом, и «Чародейке» Чайковского с Александром Лазаревым за пультом. Балет откроет сезон «Спящей красавицей» Григоровича в декорациях Фриджерио. Также поставят «Манон» Макмиллана, а под занавес впервые станцуют «Вальсы» Баланчина.

Мнение

Маквала Касрашвили, управляющая творческими коллективами оперы Большого театра:

— Сейчас у артистов Большого зарплата формально небольшая — где-то 5–6 тысяч рублей. Но к ней добавляется из государственного гранта 20 тысяч. Это не считая оплаты спектаклей (бывает время, когда артисты почти не выступают — допустим, перед сдачей нового спектакля). Гонорар за спектакль (если речь о главных ролях) достигает 39 тысяч. Если артист приглашенный, сумма больше раза в три. За западных звезд платим ещё дороже.

Приход Леонида Десятникова я приветствую. Это современно мыслящий человек с широкими взглядами и хорошо понимающий артистов, я же видела, как он работал с ними на постановке «Детей Розенталя».

Дмитрий Вдовин, которому поручена работа с молодыми певцами, — известный педагог, очень хороший менеджер. Я попала на организованные им мастер-классы, где ребята под руководством педагогов подготовили и великолепно показали «Путешествие в Реймс» в Доме музыки. Это был настоящий россиниевский стиль.

Из проектов Михаила Фихтенгольца я слушала оперу «Орландо» в зале Чайковского. Он очень точно нашел дирижера и солистов. И сейчас вел подбор исполнителей для «Воццека», премьера которого совсем скоро.

Первые лица

Композиторы во главе российских театров

Сергей Рахманинов (1873–1943)

Музыкальный директор Большого театра в 1904–1905 годах. Впервые перенес пульт от сцены в оркестр. Автор трех опер, в том числе «Алеко».

Михаил Чулаки (1908–1989)

В 1955–1970 годах — директор Большого театра.

Автор оперы «Молодой моряк вселенной», балета «Сказка о попе» и др.

Кирилл Молчанов (1922–1982)

В 1973–1975 годах — директор и художественный руководитель Большого театра. Автор семи опер, в том числе «Зори здесь тихие», балета «Макбет» и др.

Густав Малер (1860–1911)

Австрийский композитор. В 1897–1907-м директор Венской оперы. Вывел театр на ведущие позиции в Европе. Опер и балетов не писал.

Рольф Либерман (1910–1999)

Швейцарский композитор. В 1959–1972, 1985–1988 годах директор Гамбургской оперы, в 1973–1980-м — Парижской. Автор «Пенелопы» и др. опер.

Петер Ружичка (род. в 1948)

Немецкий композитор. В 1988–1997 годах директор Гамбургской оперы, в 2001–2006 годах — Зальцбургского фестиваля. Автор оперы Outside-Inside и др.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33201
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7969
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4883
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4677
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4490
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3998
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...