Главная Жизнь 01:01 25 Сентября 2003 216
АКАДЕМИК КОРОТЕЕВ: "БУДЕМ ЗАПРАВЛЯТЬ МАШИНЫ ВОДОРОДОМ"
Строго засекреченный в течение полувека "почтовый ящик N ... ", а нынче свободно принимающий иностранных специалистов Исследовательский центр имени М.В.Келдыша создает не только ракетные двигатели, но уже два года занимается разработкой "земного" супермот
Головачев Виталий

Центр Келдыша, история которого началась 70 лет назад с создания Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) - первой в мире организации по разработке ракетной техники, еще ни разу не отступил от поставленной цели. В далеком 1941-м здесь были сконструированы легендарные "Катюши", вызывавшие ужас у врага. Позже, в середине 50-х, получили путевку в жизнь межконтинентальные крылатые ракеты "Буря". Были развернуты работы по созданию ядерных ракетных двигателей, причем удалось осуществить даже пуск энергетического реактора. Центр обычно берет на себя самое трудное - "научное сопровождение" сложнейших конструкторских разработок.
Штурмуя космос, здесь не забывают и о земных нуждах. Но делают не примитивные кухонные кастрюли или мясорубки, а, используя ключевые космические технологии, создают высокоэффективные Hi-Tec-установки. В частности, агрегаты для получения в промышленных масштабах питьевой и дистиллированной воды из соленой, а также очистки жидкостей от масел и других загрязнений. Они широко используются не только в России, но и за рубежом.
А теперь вот "загорелись" созданием водородного мотора. Почему в Центре Келдыша эту задачу считают одной из самых приоритетных? С этого вопроса началась наша беседа с директором Центра академиком Коротеевым.
- Анатолий Сазонович, логично ли отказываться от доведенных почти до совершенства, отлично работающих бензиновых двигателей (имеются в виду, понятно, зарубежные автомобили) и переходить на непривычные водородные, разработка которых потребует многих миллиардов долларов?
- Да у нас, по сути, нет выбора. Переход на водородное топливо исторически неизбежен по многим причинам, и главные из них - опаснейшее загрязнение атмосферы и ограниченность природных запасов нефти, газа. Экологи давно уже подают сигналы "SOS". В Москве, например, есть районы, где концентрация оксида углерода в часы пик в 5 раз и более превышает предельно допустимые нормы. "Вклад" автотранспорта в общее загрязнение воздуха составляет в Москве более 90 процентов, в Воронежской области - 85, Калининградской и Смоленской - свыше 80. Всего в стране 28 миллионов автомобилей и автобусов. Ежегодные выбросы вредных веществ превышают 14 миллионов тонн, или по 100 килограммов на каждого жителя страны. Представьте: по 100 килограммов опасной грязи обрушивается на вас, детей, родителей... Вот что говорится в государственном докладе Минприроды: "Загрязнение атмосферного воздуха... оказывает негативное влияние на здоровье россиян. За последние пять лет заболеваемость взрослого населения хроническим бронхитом возросла в 1,7 раза, обращения граждан по поводу приступов бронхиальной астмы увеличились на 30 процентов. Заболеваемость детей выросла в 1,5 раза... В зонах сверхнормативного загрязнения воздуха проживает 10 - 15 миллионов горожан, а численность населения, находящегося на территориях, где уровень шума превышает допустимые пределы, составляет 30 миллионов человек".
Очень тревожные факты. Они свидетельствуют, что мы идем к экологической и демографической катастрофам. И, следовательно, надо либо отказаться от автомобилей и вернуться в эпоху конного транспорта, либо быстрее переходить на водородное топливо.
- Идеи по поводу использования водорода не новые, об этом говорил еще академик Александров в середине 70-х. Тогда же была создана Мировая ассоциация водородной энергетики. Но прорыва на этом направлении пока что-то не видно. Не получится ли, что немалые деньги будут затрачены, а на выходе получим одни убытки?
- Еще не так давно я тоже весьма скептически относился к этим проектам. Но сейчас, когда поглубже окунулся в тему, кардинально изменил свое мнение. Работы по водородным двигателям идут в США, Германии, Японии, Канаде, как говорится, широким фронтом. Более десятка известных зарубежных автомобилестроительных фирм серьезно продвинулись на этом направлении. Уже создано 18 моделей. Некоторые машины и автобусы проходят испытания, другие экспериментальные прототипы скоро выйдут из заводских цехов. Кстати, один из водородных двигателей получил 4 медали на выставке в Калифорнии - за низкий уровень шума и вредных выхлопных газов, а также за высокие технические характеристики и экономичное использование топлива. Словом, появление промышленных образцов не за горами.
Конструкторам осталось взять последний рубеж: добиться существенного удешевления главного элемента водородных моторов - электрохимических генераторов (ЭХГ). В такой генератор поступает водород, а на выходе получаем электрическую энергию и в качестве "выхлопа" - небольшое количество чистой воды (или водяного пара). Электроэнергия, как, например, в троллейбусе, будет использоваться для передачи вращательного момента колесам машины. И как только ЭХГ станут более дешевыми, начнется грандиозная техническая революция.
- Баварские автомобилестроители разрабатывают водородный двигатель уже 15 лет, но цена на электрохимический генератор все еще и у них остается непомерно высокой...
- Это пока. Самое дорогое в генераторе - ячейки мембраны, через которые просачиваются ионы водорода. Так вот, в последнее время здесь открылись весьма обнадеживающие перспективы: резко упали цены на ионно-обменные мембраны. До последнего времени получение киловатта электрической мощности на ЭХГ обходилось в 3 тысячи долларов. Автомобилю на водородном топливе требуется на первых порах хотя бы 30 - 50 киловатт. Значит, такой генератор обошелся бы автомобилестроительной фирме в 90 - 150 тысяч долларов, что для серийного производства, конечно же, совершенно неприемлемо. Однако новые материалы уже позволят уменьшить эти суммы вдвое. А в недалекой перспективе, по мнению специалистов, можно будет довести затраты на один киловатт до 500 долларов, и тогда будет открыт путь для серийного производства водородных моторов.
Знаете, новое всегда вызывает недоверие у скептиков. Яркий пример - история создания артиллерийской установки "Катюша". Она была готова еще в 1938-м. Но военные отмахивались от конструкторов, как от надоедливых мух, не веря, что "простая механическая компоновка нескольких снарядов в единый пакет" может создать принципиально новое оружие. Три года продолжались споры, пока Костиков на свой страх и риск не привез "Катюшу" на стрельбы и не продемонстрировал ее возможности. Я рассказываю это к тому, что надо доверять мнению конструкторов. Иначе наша страна может отстать на десятилетия.
- Что вы имеете в виду?
- Президент США Джордж Буш недавно объявил государственным приоритетом создание водородного двигателя, что позволит не только очистить атмосферу, но и покончить с чрезмерной зависимостью страны от импортного топлива. На эти цели будет выделено 1,2 миллиарда долларов из федерального бюджета. Понятно, дан мощный импульс работам в этой области. Теперь представим такой сценарий: Америка, а вместе с ней и Европа, переходят на автомобили с водородными двигателями. А бензиновые подпадают под запрет. Вводятся международные санкции. Чтобы не оказаться в изоляции, России надо будет переоборудовать более 30 миллионов автомобилей. Если у нас не окажется к тому времени своих водородных моторов, потребуется немыслимая сумма для зарубежных закупок - свыше 1 триллиона долларов. Это была бы тяжелая ситуация...
- Но у нас еще в 1982-м ездил по дорогам экспериментальный автобус "РАФ" с водородным баллоном и электрохимическим генератором. А сейчас проходит испытания "Нива" с водородным мотором. Вроде бы идем в ногу со временем?
- Это миф. После 1982-го работы по водороду были заброшены, а на нынешней "Ниве" установлен электрохимический генератор, предназначавшийся для "Бурана-2" и не пригодный для использования в серийных автомобилях. Вот почему необходимо всерьез браться за дело, объединив усилия ученых, конструкторов, производственников. В Центре имени Келдыша, где трудятся высококлассные двигателисты, уже есть серьезные наработки. Не хочу преждевременно рассказывать о них, но, поверьте, кое-что сделано. А дальше мы хотели бы продолжить наступление широким фронтом.
В нынешнем году планируется создать нечто вроде мощного консорциума с привлечением и автомобилистов (ГАЗа, ВАЗа, КамАЗа), и предприятий ракетно-космической, атомной, электронной, других отраслей. Нашей сегодняшней "бензиновой" автомобильной промышленности, по-видимому, уже не догнать мировой уровень. Так давайте, используя новейшие технологии, выйдем на передовые рубежи по созданию машин, работающих на водородном топливе. Интеллектуальный и производственный потенциал в России есть. Главное - не опоздать.

Откуда пошел террор?

Валерий Володченко
Труд
Покушение на жизнь Государя Императора Александра II-го. Взрыв 2-го снаряда 1 марта 1881 года. Арнольд Бальднигер (1850—1911). Фото из открытых источников

Дня не проходит, чтобы СМИ не вещали о коварных террористах, не признающих границ ни географических, ни юридических, ни моральных. На этой неделе пошумели вокруг взрыва в московском элитном комплексе...

Пить или не пить? На войне эта дилемма нередко превращалась в вопрос жизни и смерти

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Кадр из фильма «Судьба человека», который снимался в бывшем Кенигсберге в 1958 году. Фото из открытых источников

В 1945 году, когда советские войска начали наступать уже по чужой земле, происходило немало ЧП, связанных с алкоголем. Отступая, враг оставлял то цистерны со спиртом, то ящики со шнапсом и вином....

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» спустили на воду крупнейший в России рыболовный траулер «Виктор Гаврилов»

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото с сайта Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» событие: здесь спустили на воду крупнейший в России рыболовный траулер «Виктор Гаврилов». Строили его по заказу камчатского Рыболовецкого колхоза имени...

Жизнь 00:01 / 31 Января 2025 5603
Грабеж на Курской дуге

Депутаты, чиновники и бизнесмены из Курской области знатно погрели руки на строительстве линии на границе с Украиной

Алекс Зверев
Труд
Воры открыли украинским боевикам дорогу на российскую землю. Фото: Владимир/Синьхуа, globallookpress.com

Генпрокуратура пытается взыскать 3,2 млрд рублей с курских чиновников, депутатов и бизнесменов, разворовавших выделенные из бюджета деньги на сооружение оборонительной линии на границе с Украиной. Чем, по сути,...

Жизнь 00:11 / 14 Февраля 2025 4254
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Константин Кокошкин/Russian Look, globallookpress.com

Скажите честно, вам кто больше нравится: Василиса Прекрасная или Кощей Бессмертный? Ответ, казалось бы, очевидный, но не спешите с ним. Оказывается, у Кащея тоже есть поклонники. Жители Тальменского района в Алтайском...

Жизнь 00:02 / 31 Января 2025 4096
Прости нас, Черное море!

Можно ли будет этим летом отдохнуть в Анапе

Марина Крючкова
Труд
Танкер «Волгонефть-239», севший на мель у мыса Панагия, 20 января 2025 г. Фото: Roman Naumov, globallookpress.com

«Вы поедете летом в Анапу?» — спросили в одной из популярных групп во «ВКонтакте» в декабре, вскоре после крушения в Керченском проливе двух танкеров, из которых вылилось...

Как одна лишь фраза переломила ход мирных переговоров и обеспечила их успех

Марина Крючкова
Труд
Теодор Рузвельт (слева) приветствует глав делегаций России и Японии. Фото из открытых источников

Речь идет о переговорах в ходе Русско-японской войны, начавшейся 9 февраля 1904 года и ставшей для России чередой неудач на суше и на море. Сдача Порт-Артура, поражение в Маньчжурии, разгром при Цусиме,...

Жизнь 00:10 / 14 Февраля 2025 3779
Ну подумаешь – убил…

В Российской империи уголовников на фронт не брали. В современной России все по-другому

Гузель Агишева
Труд
Возможность искупить вину кровью порой воспринимается в обществе как «откос» от заслуженного наказания. Фото: Александр Смышляев/Russian Look, globallookpress.com

Год назад наши СМИ взахлеб писали про убийство в Подмосковье «трех пенсионерок». И хотя дружно делали большие глаза и подпускали трагических интонаций, подзаголовки про «пенсионерок» говорили о многом,...

Об этом рассказал бывший министр государственной безопасности ДНР Андрей Пинчук

Фото: Владимир/Синьхуа, globallookpress.com

Подразделения вооруженных сил Украины (ВСУ) используют против российских войск в Курской области часть оборонительных сооружений, известных как «линия Суровикина». Как передает телеканал «Царьград», об этом сообщил военный...

Жизнь 00:02 / 14 Февраля 2025 3257
Календарь: 14 февраля

В этот день в 1706 году был основан «Аптекарский огород»

Труд
Посетители в Ботаническом саду МГУ. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

1706 Петр I основал в Москве «Аптекарский огород» для выращивания лекарственных растений. Ныне это Ботанический сад МГУ имени М.В. Ломоносова, одно из старейших в России ботанических научных учреждений. 1744 В Санкт-Петербург...

Власть имущие привычно ужесточают репрессии в отношении автомобилистов

Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России
Труд
Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Вечно актуальная проблема: как повысить безопасность на дорогах? Более 10 лет назад президент Владимир Путин провозгласил, что в этом деле на первом месте стоит строительство новых дорог, на втором — повышение...

Жизнь 00:11 / 31 Января 2025 3102
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В Москве на этой неделе погода весенняя: плюс 5-7. Впору открывать купальный сезон. Впрочем, для россиянки Шолпан Зиганшиной (на фото вверху) это слишком жарко: она привыкла купаться в морозы, занимается закаливанием и совершает...

Сегодня кому-то опять шлют с фронта весточки. А порой в дома черным вихрем врываются похоронки

Надежда Арабкина
Труд
Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

В Подмосковье на четвертом километре Осташковского шоссе в морозный февральский день хоронят воинов, отдавших жизни на войне, которая войной не называется. В этот день — шестерых. Тянутся траурные процессии,...

Новая волна жульничеств, захлестнувшая народные массы, связана с доставкой товаров

Максим Башкеев
Труд
Один бедолага получил сардины вместо айфона. Фото: Ringo Chiu/Keystone Press Agency, Сергей /news.ru, globallookpress.com

Совокупный ущерб только по доказанным эпизодам за прошлый год превысил 540 млн рублей. А сколько еще дел расследуется или просто остались в тени! Такое ощущение, что в этой индустрии все обманывают всех. Самая распространенная...

Жизнь 00:02 / 07 Февраля 2025 2994
Календарь: 7 февраля

230 лет назад Одесса получила свое сегодняшнее имя

Труд
Императрица и Самодержица Всероссийская (1762—1796) Екатерина II Алексеевна. Фото: globallookpress.com

1238 Монголо-татарское войско хана Батыя приступом взяло город Владимир. Князья Всеволод и Мстислав с дружиною полегли в бою, а женщины, дети, множество бояр и народа, затворившегося в Соборной церкви, погибли...

Жизнь 00:01 / 28 Февраля 2025 2989
Календарь: 28 февраля

90 лет назад был изобретен нейлон

Труд
Нейлоновые чулки, 1950-е, Германия, Европа. Фото: © our-planet.berlin, globallookpress.com

1732 В Петербурге открылся Кадетский корпус — первое в России военное сухопутное учебное заведение. 1810 Образован Гвардейский экипаж — единственная морская часть русской гвардии в дореволюционной России....