А в консульствах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке — на неопределенный срок, то есть надолго. Американское посольство объяснило временное прекращение выдачи виз «реорганизацией работы в связи с сокращением персонала». Впрочем, и без лишних слов ясно: налицо новый виток санкционной битвы Вашингтона с Москвой, на этот раз американцы решили побольнее ужалить не «друзей Путина», а россиян попроще.
США действуют не только из вредности (хотя и этот мотив присутствует), тут и стратегия приплелась. «Создавать препятствия для въезда россиян в США — прием, позаимствованный непосредственно из арсенала холодной войны», — признает The Times. Это же издание отмечает, что в результате сокращения посольского персонала, «невиданного даже по меркам холодной войны», работу потеряют прежде всего нанятые на местах россияне. Но почему-то упускается тот факт, что Москва всего лишь привела численность американского персонала в России в соответствие с нашей квотой в Штатах. На том «обмен любезностями» не прекратится. И тут самое время перейти к цифрам. По данным Госдепартамента, в 2016-м в России выдано 182 957 американских неиммиграционных виз, из них в Москве — 136 тысяч, в Санкт-Петербурге — 27,5 тысячи, в Екатеринбурге — 11,5 тысячи, во Владивостоке — 7 тысяч. Теперь показатели, понятно, просядут. По оценке Российского союза туриндустрии, решение США о прекращении выдачи виз в регионах России растянет срок оформления виз для россиян до полугода. Как следствие — турпоток с Дальнего Востока практически иссякнет, так как мало кто теперь захочет лететь через всю страну в столицу на собеседование. Тем более уже сейчас в Москве запись идет на ноябрь.
В ответ стоит ожидать затруднений в получении российских виз американцами. В прошлом году, по данным Ростуризма, число поездок граждан США в Россию выросло, достигнув 238,6 тысячи. При этом наши дипломаты и сотрудники консульств в США работали меньшим числом, но виз выдали куда больше. Дело в том, что американская процедура предполагает обязательное собеседование, а наша нет. Так, может, американцам зеркально упростить процедуру, как это сделала Россия? Впрочем, рассчитывать на такой поворот наивно.
Пока же Москва начала прорабатывать ответ на новое расширение санкций США. Что подтвердил замглавы МИДа Сергей Рябков, напомнивший, что «заданный еще администрацией Обамы тренд на последовательный развал двусторонних отношений продолжен».
Немецкая Suddeutsche Zeitung констатирует: «Хотя нового железного занавеса еще не выстроено, однако уже существует мембрана, пропускающая через себя все меньше информации, товаров, мыслей и идей. А теперь и людей. И это происходит в то время, когда необходимость в обмене и встречах ощущается все острее».
The Washington Post вдруг озаботилась тем, что визовая война, объявленная Вашингтоном, наносит вред скорее простым россиянам, чем Кремлю. Хотя и не скрывает надежд на то, что такие меры приближают «тот момент, когда Путину будет пора оставить власть». Да, именно так: эти не сильно завуалированные меры по ущемлению рядовых россиян являются продолжением законодательно закрепленной политики США по сдерживанию России.
А что дальше? При полном бессилии действующего президента Трампа, при русофобском Конгрессе и набравшем силу военном лобби шансов выйти из логики «око за око» немного. Конечно, можно утешаться тем, что на интересах подавляющего большинства наших граждан, не собирающихся в гости за океан, визовые ограничения Госдепартамента никак не скажутся. И в искусственных очередях у посольства стоять им не придется. Но куда тревожнее курс на нагнетание российско-американской напряженности, подогреваемый взаимным недоверием.
Образ врага не берется ниоткуда. Черт кроется в деталях. А «визовое хамство» — деталь весьма красноречивая.