Эмилия Спивак: «Детям лучше отколоться от своих родителей»

Актриса Эмилия Спивак новый сезон встречает ролями женщин, способных на самопожертвование

Актриса Эмилия Спивак новый сезон встречает ролями женщин, способных на самопожертвование, — в 16-серийном телевизионном проекте «Дорогой мой человек» и в спектакле «Поздняя любовь» по А. Островскому в Санкт-Петербургском молодежном театре на Фонтанке. «Поздняя любовь», кстати, открывала и «Славянский базар» в Витебске

— Насколько близка вам по характеру Людмила из «Поздней любви», которая говорит: «Не умею жить для себя. Да, в том мое счастье, что живешь для других»?

— Надеюсь, что мне близко умение Людмилы любить во всю силу и ради любимого человека совершать даже самые сумасшедшие поступки. Отдать все для него — вот это мне тоже свойственно, и говорить об этом со сцены интересно.

— Значит, Людмила, выкрав письмо у отца, чтобы выручить любимого, проявила силу, не слабость? А что бы сказал вам родитель, главный режиссер Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак, если бы вы так поступили?

— Когда человек ради любви рискует всем, в этом заключается его сила, а не слабость. За любовь надо бороться. И отец, надеюсь, правильно понял бы желание спасти любимого.

— Еще в школе я прочитала высказывание Белинского: «Мерою достоинства женщины служит мужчина, которого она любит». А вот ваша героиня отдала сердце человеку, мягко говоря, с пороками.

— Любые союзы в жизни неслучайны. Люди встречаются не ради развлечений, а чтобы помочь друг другу. Хотя есть выражение «любовь зла». Наверное, в жизни все бывает по-разному. Если любовные союзы длительные, то они меняют людей.

— Почему-то частенько хорошие девочки, как ваша героиня и вы сами, влюбляются в плохих мальчиков. Вам это знакомо?

— Я не считаю, что возлюбленный моей героини — плохой мальчик. Да, он играет в карты, занимает деньги, не очень хозяйственный: Впрочем, я не очень умею определять людей по таким критериям — хороший или плохой, положительный или отрицательный. Мне кажется, в каждом человеке много всего намешано, просто в определенный момент в нем проявляется больше хороших качеств, а в какой-то иной — больше дурных. Я бы не сказала, что моя героиня — исключительно хорошая девочка, а он — только плохой. Как и не сказала бы о себе, что я хорошая девочка. Разная бываю, и во мне есть и хорошее, и плохое.

— В спектакле помимо любовной линии показаны взаимоотношения отца и дочери. А в дочерние чувства героини вы что-то добавили личного?

— Эту линию проявить было очень сложно, но при этом она не менее важна, чем любовная. Островский не был бы Островским, если бы не показал, где корни, причины путанной российской жизни. Сцен с Людмилой и ее отцом в спектакле немного, всего две, и то проходные, но мы постарались их сыграть точно. Думаю, что у моей героини с отцом сложные отношения. Это всегда непросто, когда взрослые дети живут с родителями. Кстати, и возлюбленный моей Людмилы тоже живет со своей мамой. Когда приходит время, детям лучше отколоться от своих родителей и начать жить самостоятельно. Надо идти своим путем.

— У вас была возможность жить совсем автономно и без родительской помощи. Вас приглашали работать в один из лучших театров столицы — чеховский МХТ, а вы остались в Питере, под по-кровительством своего отца Семена Спивака.

— Я и сейчас иду своим путем. Просто я попробовала жить и работать в Москве, но мне там показалось некомфортно, и я вернулась обратно. Хотя играю и снимаюсь в Москве с большим удовольствием, но мой дом в Питере.

— Понимаю вас. Пробыв неделю в Питере, да еще в пору белых ночей, я с трудом возвращалась в Москву. Но иногда в жизни приходится чем-то жертвовать ради цели.

— Людям, которые не родились в Петербурге, сложно привыкнуть к городу, к его особенностям. Безусловно, Питер — красивый город, очень красивый, но при этом он давит на тех, кто в нем живет временно. Давит погодой, настроением. Но мне как коренной петербурженке очень близко настроение города, тогда как в Москве многое не по мне.

— А как вы относитесь к питерским мужчинам? У вас был роман с коренным москвичом актером Даниилом Спиваковским, и, говорят, разошлись вы во многом потому, что не смогли найти согласие, в каком городе вам жить.

— Даже не знаю, отличаются ли питерские мужчины от московских. Бывает, что раздражают и те, и другие. Мужчины вообще иногда раздражают. Отличительная черта петербуржцев — как мужчин, так и женщин — замкнутость, неразговорчивость, воспитанность, интеллигентность, медлительность. Питерские женщины тоже и не так быстры, как москвички.

— Может быть, вы подбираете роли, чтобы освободиться от менталитета дочери Петербурга? Стараетесь играть более решительных, страстных, пылких женщин.

— Я достаточно решительная. Хотя у своих героинь надо учиться. Если это удается, значит, все происходит как надо.

— Какая из ваших героинь — двойник Эмилии Спивак?

— Повторюсь, что я разная. Что-то во мне есть от Дездемоны из «Отелло», что-то — от Лоры из «Стеклянного зверинца», что-то от Людмилы из «Поздней любви». А также мне не чужда Эсфирь из фильма «Статский советник», Евгения в сериале «Тайны следствия». Прелесть жизни — и человеческих характеров — в том и состоит, что она очень разнообразная, и люди, с одной стороны, все разные, а с другой — в чем-то похожие.

Наше досье

Эмилия Спивак родилась 18 ноября 1981 года в Ленинграде, в семье театрального режиссера Семена Спивака.

В 2003-м окончила Санкт-Петербургскую театральную академию. Играет в Молодежном театре на Фонтанке и МХТ им. Чехова. Снималась в сериале «Тайны следствия» (2001–2008) и фильмах «Статский советник» (2005), «Жесть» (2006).