Главная Культура 00:03 25 Июня 2014 5746
Лекарь шедевров

Репортаж из Научной реставрационной лаборатории станковой живописи Эрмитажа

Ирина Смирнова

Хороший реставратор — сам по себе большая редкость, ведь это мастер на все руки: он и художник, и искусствовед, и химик, и историк. А уж про реставраторов известного на весь мир Эрмитажа и говорить нечего, здешняя реставрационная школа — одна из лучших в мире. В 1970-е ее основал легендарный Михаил Девятов в Академии художеств, и по сей день в Научной реставрационной лаборатории станковой живописи Эрмитажа работают его выпускники. А будни реставраторов здесь связаны только с шедеврами. Другого не держат...

Сегодня главные персонажи лаборатории — знаменитые венецианцы.

Полотнами Тициана занимаются сразу несколько художников-реставраторов высшей квалификации. Если у Сергея Киселева на подрамнике крупный холст зрелого венецианского мастера с изображением Божьей Матери и Младенца, то у Валерия Шацкого — небольшое тициановское полотно, тоже на евангельский сюжет, но раннего периода.

— Мальчишка, лет 17-18 ему было, когда он это писал, — уточняет Шацкий.

— Для 18 лет это замечательно!

— Еще бы, — отзывается на мой восторг Шацкий. Он осторожно, задерживая дыхание, скальпелем расчищает драгоценную живопись. У «лекарей шедевров», как правило, одна задача — восполнить живопись в пределах утраты. После реставрации вещи вернутся в экспозицию. Но картина Тициана, над которой работает Киселев, прошла уже немало реставраций.

— Сложнейший художник. Он делал подмалевок, потом рессировал — делал тонкие прописки, снова возвращался к подмалевку, — Сергей Александрович пытается объяснить мне, в чем сложность работы с поздним Тицианом. — Он выводил из серого другие цвета, и возникало дребезжание цвета:

Да они все тут поэты. Будто в подтверждение Киселев знакомит меня с еще одним корифеем эрмитажной реставрации — Евгением Герасимовым. Около 30 лет назад Евгений Никифорович был в числе тех, кто спасал «Данаю», пострадавшую от серной кислоты и ножевых ран после нападения вандала. Инцидент произошел в 1985 году. Реставраторы возвращали полотно к жизни долгих 12 лет.

— А что «Даная»? Висит, она у нас инвалид I группы, — подытоживает Герасимов. — Ну во всяком случае новодела там нет, собрали мы ее. Укрепили.

На мой вопрос, за что так на «Данаю» взъелся вандал, Герасимов отвечает устало, видно, что он много про это думал:

— Он был Богом обиженный человек, ни семьи, никого у него не было, беспомощный такой, но озлобленный. Спросил у смотрителей, какая тут самая ценная, дорогая картина, ее и облил...

С тех пор в Эрмитаже всегда дежурит реставратор, даже в выходные дни, чтобы в случае чего оказать картине первую помощь. Сейчас, будучи в зале фламандской живописи, вы ни за что не поверите, что знаменитая картина Рембрандта после катастрофы считалась практически утерянной. Повезло «Данае», потому что с ней работали такие мастера, как Герасимов.

Кстати, сам он тоже из чудом выживших: всю блокаду провел в Ленинграде, к концу войны ему было шесть лет, и он хорошо запомнил то черное время. Как вымерла почти вся его большая семья, как они с матерью перестали бояться бомбежек и не уходили во время налетов из своего дома на Петроградской. Как заболел воспалением легких, и это был, конечно, приговор, но мать спасала его раз за разом.

— А не страшно было умирать — легко, возвращаться к жизни куда труднее, — рассказывает Евгений Никифорович. — Зато каким прекрасным был город после войн-ы! Всюду зелень, сады, все цвело, пели птицы, мы ходили босиком, купались в Неве, рыбу тоже из Невы ели, хорошая была рыба!

Он возвращается к работе над пейзажем — милой пасторалью, снимает тонкой палочкой зеленые наслоения лака, и оказывается, что даль на картине — голубая! Как небо над послевоенным Ленинградом. На мой неизбежный всхлип: «Ой, что это такое красивое?!» — Евгений Никифорович охотно рассказывает:

— Я думаю, XVIII века итальянский художник, малоизвестный. Не экстра-класс, но с большой любовью сделано. Тут много слоев лака, а лак тоже может быть с каким-нибудь красителем и от времени желтеет, конечно.

Герасимов тут, кажется, один сегодня не с Тицианом... Нет, еще Мария Шулепова, недавняя выпускница Академии художеств, священнодействует над картиной Пальмы Старшего, которую из-за разрушения красочного слоя когда-то, еще в ХVII веке, для долговечности тогдашние реставраторы перенесли с древесины на холст. Маша снимает поздние наслоения эфирными маслами с сильно пахучей лавандой. Скальпель, игла, микроскоп, ультрафиолет, рентген, лазер, ультразвук — вот инструменты реставраторов. Нравится ли ей ее работа?

— Конечно, для студентов-реставраторов эта мастерская — самое желанное рабочее место в мире! — говорит она.

Среди картин, которые ждут в мастерской подновления, и скандально известный «Бассейн в гареме» Жерома, с которым недавно произошла темная история. Многие помнят, что в 2001 году картина была украдена из постоянной экспозиции самым вандальным способом: ее грубо вырезали из рамы, а потом долго хранили неизвестно где сложенной вчетверо. Поиски были тщетными. И вдруг в декабре 2006 года таинственным образом «Бассейн» был подброшен: в приемную главного коммуниста Геннадия Зюганова. В самом бедственном состоянии картина Жерома поступила на реставрацию. Ее вернули к жизни, с тех пор полотно находится в экспозиции. Виновников происшествия так и не нашли.

Картины — как люди: так же болеют и чахнут от плохого обращения. Вот и «Бассейн» перешел в разряд «хроников»: остро реагирует на перепады температуры и влажности, которые часто случаются в Петербурге.

Покидая мастерскую, я записалась в книге избранных — тех, кто посещает Научную реставрационную лабораторию станковой живописи. А еще в Эрмитаже есть лаборатория темперной живописи. Работают тут и реставраторы по тканям. Вообще-то в Эрмитаже их уже немного, большая часть лабораторий переехала в специально созданный реставрационный центр в Старой Деревне. Это новый район Петербурга. Там большое здание, новейшее оборудование. Но ни на что не променяет Сергей Киселев этот вид с балкона, который он наблюдает уже 30 лет, с тех пор, как еще студентом Академии художеств пришел сюда работать. Лаборатория находится на втором этаже Зимнего дворца, окна выходят на набережную. Вид, безусловно, лучший в этом городе — на полноводную Неву, Петропавловскую крепость, Стрелку Васильевского острова. Царский вид! Один мой знакомый (между прочим, москвич) говорит, что чувствует себя дома только в Эрмитаже! Вот и Сергей Киселев, похоже, думает так же.

Он ведет меня к постоянной экспозиции, где с относительно недавних пор находится «Мадонна делле грацие». Когда «Мадонну» (на фото) принесли Киселеву на реставрацию, автор был неизвестен. Вместе с хранителем венецианской живописи И.С. Артемьевой, с участием химиков-физиков, с помощью рентгена, после удаления позднейших загрязнений и прописок удалось полностью раскрыть авторскую композицию. И выяснилось, что «Мадонна делле грацие» была написана Лоренцо Лотто в Венеции в начале 1542 года.

Нарядная, старинная и свежая одновременно, «Мадонна» приветливо улыбается.

— Все здесь за целую жизнь увидеть невозможно. Каждый день что-то новое для себя открываешь. Привыкнуть к такой красоте нельзя, — признается Киселев.

Да, хорошая у него работа.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6249
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6015
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4492
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...