Главная Культура 20:15 25 Июня 2013 183
Свет и тьма в историях Сильви Гиллем и Жозефа Наджа

На Чеховском фестивале наступила полоса современного танца

Сергей Бирюков

Во всех спектаклях этих дней обозреватель «Труда» увидел тему любви (впрочем, есть ли в искусстве другие темы?), но насколько по-разному ее преподнесли пластично-обаятельная Сильви Гиллем и судорожно-невротичный Жозеф Надж!

Компания бывшей звезды Парижской оперы, а ныне столь же звездной представительницы современного танца Сильви Гиллем привезла на фестиваль программу одноактных композиций под общим названием «За 6000 миль». Название навеяно знаменитым землетрясением в Фукусиме, эхо которого докатилось до Франции не столько сейсмическими колебаниями, сколько волной сочувствия – отсюда интимный характер каждого спектакля, контрастирующий с планетарным звучанием заголовка.

Что означает название «27’52”» композиции Иржи Килиана, остается только догадываться. Может быть, то, что спектакль знаменитого чешско-нидерландского хореографа идет без малого 14 минут, и участвуют в нем двое: итого ровно 27 минут 52 секунды человеческих эмоций? Эти двое – мужчина и женщина, чьи чувства робки и импульсивны одновременно. Актеры (Аурелия Кайла и Лукаш Тимулак) под препарированную медитативную музыку Малера движутся краткими «порывами», это как бы осторожное изучение друг друга, с целомудрием почти «джульеттным», – а когда близость обретена, Он вдруг растворяется в небытии (скрывается под черным пологом) и Она исчезает вслед за ним: существовать порознь для них невозможно.

В следующей постановке – «Rearray» прославленного британца Уильяма Форсайта – появляется уже сама Сильви Гиллем в паре со своим многолетним партнером Николя ле Ришем. Это уже более сложная композиция: семь микроминиатюр, сперва кажущихся просто упражнениями, но постепенно все более обрастающих характерностью и сюжетностью, разумеется, лишь намеченной. Одна из миниатюр – это как бы уличная сценка двух подростков, чья вихляющая походка «руки в брюки» – бравада и закомплексованность одновременно. А ближе к концу образ Сильви начинает неуловимо напоминать тех инфантильных героинь, которых с непередаваемым обаянием создавала в своих телебалетах 1970-х годов Екатерина Максимова.

Третий спектакль, «Bye», поставлен звездным шведом Матсом Эком уже для одной Сильви. Трактовать бессловесный танец – дело не очень благодарное. И если одна из рецензенток парижской премьеры увидела в этой 20-минутной композиции (на музыку последней фортепианной сонаты Бетховена) образ молодой женщины, которая решила поэкспериментировать над собой и представить себя старушкой, то автору этих строк скорее увиделась попытка просто рассказать жизнь женщины – одной из множества. И если сперва мы видим на светящемся в темноте экране нечто космически-неопределенное, то постепенно это обретает контуры человеческого глаза, лица, фигуры, в которых мы узнаем Гиллем… А потом из-за экрана неожиданно выбирается сама Гиллем во плоти – девочка в немудреной юбчонке, провинциальном жакете и неуклюжих чоботах, этакая обитательница столичного пригорода, которой еще предстоит раскрепоститься, познать свою собственную глубину (это символизируется тем, что ботинки сброшены, и в природной красоте явлена пластика великой балерины). А в конце она снова заходит за экран, откуда, уже опять в виде проекции, прощально машет нам рукой, растворяясь в толпе подобных ей обыкновенных людей, женщин и мужчин, перешедших грань между физическим бытием и воспоминаниями.

Если прощальный жест из программы Сильви Гиллем трудно было наблюдать без комка в горле и хотелось запомнить надолго, то итоговое ощущение от спектакля Жозефа Наджа «Sho-Bo-Gen-Zo» – скорее оторопь и желание побыстрее стряхнуть с себя мрачно-невротическую атмосферу этого представления. Может быть, такова вообще судьба людей тонкого душевного устройства и притом с «подорванными корнями» – жить с ощущением перманентной мировой катастрофы? Вспомним полунемца-полуеврея Альфреда Шнитке, обреченного родиться и умереть в России, чья музыка трагична порой до степени отчаяния. Так и у Наджа, этого венгра из несуществующей ныне Югославии, ставшего французом, чутье пластической выразительности развито до предельной остроты. Но если героини Гиллем – это средоточие тепла и обаяния, то его стиль – максимальная  сумрачность, даже судорожность. Впрочем, всех подробностей его нынешнего сюжета (пишут, что он навеян историей одного из основателей философии и практики дзен Эйхея Догэна) не расшифровать без подробного знакомства с биографией прототипа. Что означают все эти хождения в бумажных колпаках или белая пластилиновая фигурка единорога, перелепляемого потом в человечка? Зачем герой (Надж) с риском для здоровья своей партнерши (Сесиль Луайе) забрасывает ее разным хламом, в том числе тяжелым, в куче которого потом оба отыскивают себе ботинки? Каков смысл долгой игры со стульями, на которые исполнители не только садятся и ложатся, а даже пытаются пить нечто невидимое из их ножек?.. Но может быть, эти подробности не так и важны, ясно же, что тут – снова про Мужчину и Женщину, сперва со всей очевидностью японских (он – в полном воинском параде, она – в кимоно), но вскоре меняющих одежду на универсальный брючный костюм. И так же ясно, что они любят друг друга: как бережно в одном из эпизодов он носит подругу… Впрочем, не с такой ли аккуратностью носят тяжелое бревно, которое, упади оно на ногу, причинит немало неприятностей? Вообще герои чаще всего напоминают сомнамбул или скрюченных невротиков с бессмысленными деревянными улыбками, а чем дальше, тем больше все это походит на клоунскую пантомиму.

Конец у нее, однако, вполне серьезный: герои уходят за черный занавес, на котором налеплена та самая человеческая фигурка, только уже кроваво-красная… В отличие от героини Сильви Гиллем, задержать их на пути в мир иной не хочется.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9434
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7136
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?