Главная Культура 00:04 25 Апреля 2014 3256
«Батальон смерти» просит любви

В Петербурге завершаются съемки русских женщин в солдатских шинелях

Людмила БЕЗРУКОВА

Женский «батальон смерти» сражался за Россию в окопах Первой мировой, но попал в историю совсем по другому поводу — как последний оплот Временного правительства, «солдатня в юбках», защищавшая Зимний от восставшего народа. Восстановить историческую справедливость взялся режиссер Дмитрий Месхиев. Корреспондент «Труда» побывала на съемках последних эпизодов.

Вернуть из небытия имена тех, кто рожден был для любви, материнства, семьи, но вместо этого отправился в окопы Первой мировой войны, взялись кинематографисты к 100-летию начала той самой войны. Дата будет отмечаться в августе, и к этому времени петербургский режиссер Дмитрий Месхиев надеется завершить работу над художественным фильмом о женщинах-воинах.

Собственно, труды уже подходят к концу. На берегах Невы в конце августа 2013 года начались съемки — и здесь же на днях были отсняты последние эпизоды картины. Проходили съемки на Стрелке Васильевского острова и у стен Зимнего дворца, в комплексе зданий бывшей Академии тыла и транспорта и в Михайловском (Инженерном) замке, что рядом с Летним садом...

Именно на территории Михайловского замка располагался в 1917 году штаб женского батальона. Здесь россиянки разных возрастов и сословий приняли присягу, отсюда отправились на фронт. В будущем фильме эпизод с присягой займет чуть больше минуты. Съемки же его продолжались в один из дней апреля несколько часов. Корреспондент «Труда» провела их с киногруппой.

В какой-то момент мне даже стало жалко артистов и статистов, раз за разом вышагивающих под дождем мимо парадной замковой лестницы. До таких строгостей самый вредный сержант не возвысится. Но режиссер придирается ко всему. То кто-то носок в обмотках недотянул в парадном шаге, то выражение лица у кого-то в строю не отвечает торжественности момента, то маэстро с маршем припозднился... И начинай все сначала!

Но участники съемок не ропщут — ни массовка, ни исполнители ведущих ролей. А среди последних немало самых известных мастеров: Евгений Дятлов, Марат Башаров, Екатерина Вилкова, Мария Кожевникова, Мария Аронова...

Башаров исполняет роль главы Временного правительства Александра Керенского. Он впервые играет реально жившего, а не выдуманного персонажа.

— Очень интересная для меня работа, хотя и непривычная, — признается Марат. — Важно было попасть в образ этого неординарного человека. Готовясь к съемкам, я узнал о нем много интересного. Керенский был блестящим оратором, был прекрасно образован. Честное слово, мне хотелось бы иметь некоторые из тех качеств, которыми обладал этот политический деятель.

— Керенский — фигура противоречивая. Иные из его решений в период, когда он находился на вершине власти, несли беду России. А насколько, по-вашему, оправдана идея создания женского «батальона смерти»? Само словосочетание — женщина и смерть — выглядит диковато...

— Тут важен исторический контекст. Когда уже некому защитить близких, детей, свою страну, на оборонительные рубежи выходят женщины. Такое в истории случалось не раз. Это, конечно, крайний шаг. Видимо, тогда, в 1917-м, именно такой край подступил.

— Что-то удивило, обрадовало вас во время съемок?

— Обрадовал, не скрою, замечательный гонорар. А поразили девчонки-артистки, составившие основу «батальона смерти». Я посмотрел, как они работают — на площадке и во время экспедиции, когда нужно было бежать в атаку, прыгать в окопы, а кругом грязь, холодно... Это серьезные испытания для всех нас, изнеженных жителей мегаполиса. Да уже одно то, что девушки согласились побрить головы наголо, считаю подвигом. Нам, мужчинам, многому можно поучиться у якобы слабого пола...

Окопы, траншеи... Где они располагались? В Псковской области специально вырыли и укрепили 1,5 километра самых разных линий защиты, на любой вкус: русские, с бревенчатым накатом, и германские, более основательные, с укреплениями из бетонки. Как рассказал генеральный продюсер картины Игорь Угольников, художники предварительно тщательно изучали исторические материалы, добиваясь затем на натуре максимальной достоверности. Хотя исторически эти бои проходили близ белорусского города Сморгонь, но снять их решили в псковской глубинке. Ведь в Белоруссии очень трудно найти свободное поле — все распахано и плодоносит. А у нас места хватает.

Съемки шли и в дождь, и в холод, да и атаки получались по-настоящему изматывающими. Разве что свист пуль был ненатуральный — его потом накладывают в процессе озвучивания картины.

Популярная московская актриса Мария Аронова, исполняющая главную роль — батальонного командира Марии Бочкаревой, вспоминает об этом съемочном периоде с некоторым содроганием:

— Тяжело было! Спасибо Месхиеву, берег главную героиню, насколько это было можно. Освободил, например, ее от газовой атаки — очень тяжелый, мрачный эпизод.

Зато командный голос Марии долго отрабатывать не пришлось — он ей достался в наследство от папы. Как скромно признается актриса, «глотка у меня луженая, с этим мне повезло».

Большинство из трех сотен девчонок, играющих в фильме женщин-солдат, до съемок ничего в армейской жизни не понимали. Зато теперь, можно сказать, у каждой за плечами остался курс молодого бойца. Впрочем, фильм этот, несмотря на обилие батальных сцен, не только про войну. Он и про человеческие отношения, и про гримасы истории, внезапно изменяющие судьбы. А как Мария Аронова воспринимает свою героиню, чье имя вошло в историю, но о которой мы практически ничего не знаем?

— Как человека, обделенного счастьем, прежде всего женским. Бочкарева, известно, исключала в своем батальоне любые любовные интриги, самые невинные. Одну из своих солдаток она лично заколола штыком, застав с мужчиной. Откуда это? Побывала замужем, любила, но осталась бездетной. Думаю, если бы Господь дал ей деток, то она едва ли пошла бы в армию, на войну... Из собственных ощущений отмечу момент, когда меня вместе со всем батальоном постригли наголо. Ждала чего-то необычного, но, видимо, потому, что природа не наградила меня роскошной шевелюрой, какого-то потрясения не испытала. Да и дети не удивились, им даже понравилось.

Работу над «Батальоном смерти» в планируемые сроки уложить не получилось. Одна из причин — беременность исполнительницы одной из главных ролей Марии Кожевниковой. Играет она графиню Татищеву, решившую послужить Отечеству в солдатской шинели. Менять артистку не стали: ключевые роли были написаны сценаристом Ильей Авраменко под конкретных исполнителей. Родив сына, Кожевникова сразу вернулась в строй — в буквальном смысле этого слова.

Здорово выручили создателей исторические клубы Москвы и Петербурга. Почти все оружие в фильме — винтовки, пулеметы, сабли, — а также часть форменной одежды столетней давности — из этих клубов. А их члены приняли участие в массовых сценах.

Будет и телевизионная четырехсерийная версия.

Штрихи

Женский «батальон смерти» образован решением Временного правительства 19 июня 1917 года. Инициатор — военнослужащая Мария Бочкарева, написавшая так: «Солдаты в эту великую войну устали, и им нужно помочь: нравственно». В составе батальона были женщины-военнослужащие из фронтовых частей, курсистки, учительницы, работницы, крестьянки и представительницы дворянства. После первых же боев потери составили 30 человек убитыми и 70 ранеными. К началу 1918 года Бочкарева имела пять ранений и два Георгиевских креста. Осенью 1919 года после встречи с адмиралом Колчаком сформировала женский санитарный отряд в 200 человек. А после взятия Омска Красной армией была арестована и расстреляна большевиками.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36405
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8272
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5022
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4099
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4029
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...