Женский «батальон смерти» сражался за Россию в окопах Первой мировой, но попал в историю совсем по другому поводу — как последний оплот Временного правительства, «солдатня в юбках», защищавшая Зимний от восставшего народа. Восстановить историческую справедливость взялся режиссер Дмитрий Месхиев. Корреспондент «Труда» побывала на съемках последних эпизодов.
Вернуть из небытия имена тех, кто рожден был для любви, материнства, семьи, но вместо этого отправился в окопы Первой мировой войны, взялись кинематографисты к 100-летию начала той самой войны. Дата будет отмечаться в августе, и к этому времени петербургский режиссер Дмитрий Месхиев надеется завершить работу над художественным фильмом о женщинах-воинах.
Собственно, труды уже подходят к концу. На берегах Невы в конце августа 2013 года начались съемки — и здесь же на днях были отсняты последние эпизоды картины. Проходили съемки на Стрелке Васильевского острова и у стен Зимнего дворца, в комплексе зданий бывшей Академии тыла и транспорта и в Михайловском (Инженерном) замке, что рядом с Летним садом...
Именно на территории Михайловского замка располагался в 1917 году штаб женского батальона. Здесь россиянки разных возрастов и сословий приняли присягу, отсюда отправились на фронт. В будущем фильме эпизод с присягой займет чуть больше минуты. Съемки же его продолжались в один из дней апреля несколько часов. Корреспондент «Труда» провела их с киногруппой.
В какой-то момент мне даже стало жалко артистов и статистов, раз за разом вышагивающих под дождем мимо парадной замковой лестницы. До таких строгостей самый вредный сержант не возвысится. Но режиссер придирается ко всему. То кто-то носок в обмотках недотянул в парадном шаге, то выражение лица у кого-то в строю не отвечает торжественности момента, то маэстро с маршем припозднился... И начинай все сначала!
Но участники съемок не ропщут — ни массовка, ни исполнители ведущих ролей. А среди последних немало самых известных мастеров: Евгений Дятлов, Марат Башаров, Екатерина Вилкова, Мария Кожевникова, Мария Аронова...
Башаров исполняет роль главы Временного правительства Александра Керенского. Он впервые играет реально жившего, а не выдуманного персонажа.
— Очень интересная для меня работа, хотя и непривычная, — признается Марат. — Важно было попасть в образ этого неординарного человека. Готовясь к съемкам, я узнал о нем много интересного. Керенский был блестящим оратором, был прекрасно образован. Честное слово, мне хотелось бы иметь некоторые из тех качеств, которыми обладал этот политический деятель.
— Керенский — фигура противоречивая. Иные из его решений в период, когда он находился на вершине власти, несли беду России. А насколько, по-вашему, оправдана идея создания женского «батальона смерти»? Само словосочетание — женщина и смерть — выглядит диковато...
— Тут важен исторический контекст. Когда уже некому защитить близких, детей, свою страну, на оборонительные рубежи выходят женщины. Такое в истории случалось не раз. Это, конечно, крайний шаг. Видимо, тогда, в 1917-м, именно такой край подступил.
— Что-то удивило, обрадовало вас во время съемок?
— Обрадовал, не скрою, замечательный гонорар. А поразили девчонки-артистки, составившие основу «батальона смерти». Я посмотрел, как они работают — на площадке и во время экспедиции, когда нужно было бежать в атаку, прыгать в окопы, а кругом грязь, холодно... Это серьезные испытания для всех нас, изнеженных жителей мегаполиса. Да уже одно то, что девушки согласились побрить головы наголо, считаю подвигом. Нам, мужчинам, многому можно поучиться у якобы слабого пола...
Окопы, траншеи... Где они располагались? В Псковской области специально вырыли и укрепили 1,5 километра самых разных линий защиты, на любой вкус: русские, с бревенчатым накатом, и германские, более основательные, с укреплениями из бетонки. Как рассказал генеральный продюсер картины Игорь Угольников, художники предварительно тщательно изучали исторические материалы, добиваясь затем на натуре максимальной достоверности. Хотя исторически эти бои проходили близ белорусского города Сморгонь, но снять их решили в псковской глубинке. Ведь в Белоруссии очень трудно найти свободное поле — все распахано и плодоносит. А у нас места хватает.
Съемки шли и в дождь, и в холод, да и атаки получались по-настоящему изматывающими. Разве что свист пуль был ненатуральный — его потом накладывают в процессе озвучивания картины.
Популярная московская актриса Мария Аронова, исполняющая главную роль — батальонного командира Марии Бочкаревой, вспоминает об этом съемочном периоде с некоторым содроганием:
— Тяжело было! Спасибо Месхиеву, берег главную героиню, насколько это было можно. Освободил, например, ее от газовой атаки — очень тяжелый, мрачный эпизод.
Зато командный голос Марии долго отрабатывать не пришлось — он ей достался в наследство от папы. Как скромно признается актриса, «глотка у меня луженая, с этим мне повезло».
Большинство из трех сотен девчонок, играющих в фильме женщин-солдат, до съемок ничего в армейской жизни не понимали. Зато теперь, можно сказать, у каждой за плечами остался курс молодого бойца. Впрочем, фильм этот, несмотря на обилие батальных сцен, не только про войну. Он и про человеческие отношения, и про гримасы истории, внезапно изменяющие судьбы. А как Мария Аронова воспринимает свою героиню, чье имя вошло в историю, но о которой мы практически ничего не знаем?
— Как человека, обделенного счастьем, прежде всего женским. Бочкарева, известно, исключала в своем батальоне любые любовные интриги, самые невинные. Одну из своих солдаток она лично заколола штыком, застав с мужчиной. Откуда это? Побывала замужем, любила, но осталась бездетной. Думаю, если бы Господь дал ей деток, то она едва ли пошла бы в армию, на войну... Из собственных ощущений отмечу момент, когда меня вместе со всем батальоном постригли наголо. Ждала чего-то необычного, но, видимо, потому, что природа не наградила меня роскошной шевелюрой, какого-то потрясения не испытала. Да и дети не удивились, им даже понравилось.
Работу над «Батальоном смерти» в планируемые сроки уложить не получилось. Одна из причин — беременность исполнительницы одной из главных ролей Марии Кожевниковой. Играет она графиню Татищеву, решившую послужить Отечеству в солдатской шинели. Менять артистку не стали: ключевые роли были написаны сценаристом Ильей Авраменко под конкретных исполнителей. Родив сына, Кожевникова сразу вернулась в строй — в буквальном смысле этого слова.
Здорово выручили создателей исторические клубы Москвы и Петербурга. Почти все оружие в фильме — винтовки, пулеметы, сабли, — а также часть форменной одежды столетней давности — из этих клубов. А их члены приняли участие в массовых сценах.
Будет и телевизионная четырехсерийная версия.
Штрихи
Женский «батальон смерти» образован решением Временного правительства 19 июня 1917 года. Инициатор — военнослужащая Мария Бочкарева, написавшая так: «Солдаты в эту великую войну устали, и им нужно помочь: нравственно». В составе батальона были женщины-военнослужащие из фронтовых частей, курсистки, учительницы, работницы, крестьянки и представительницы дворянства. После первых же боев потери составили 30 человек убитыми и 70 ранеными. К началу 1918 года Бочкарева имела пять ранений и два Георгиевских креста. Осенью 1919 года после встречи с адмиралом Колчаком сформировала женский санитарный отряд в 200 человек. А после взятия Омска Красной армией была арестована и расстреляна большевиками.