24 марта в российском прокате стартовал фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Режиссером картины выступил Зак Снайдер («Человек из стали», «300 спартанцев»). В главных ролях снялись Бен Аффлек, Генри Кавилл, Джесси Айзенберг, Эми Адамс и Галь Гадот. Корреспондент «Труда» посетил премьеру киноленты и оценил масштаб развернувшейся на экране битвы.
Действие фильма разворачивается в вымышленном Метрополисе, спустя полтора года после знакомства человечества с Суперменом (Генри Кавилл). Несмотря на всеобщее восхищение, находятся те, кто считает, что богоподобный супергерой, чья сила практически безгранична, являет собой страшную угрозу. Среди таких людей оказывается Брюс Уэйн (Бен Аффлек) – эксцентричный миллиардер днем и мститель в костюме летучей мыши ночью. Жаждущий уничтожить Супермена Лекс Лютор (Джесси Айзенберг) подливает масла в огонь, сталкивая лбами Темного рыцаря и Последнего Сына Криптона. И пока два борца за справедливость выясняют, чьи методы борьбы со злом переходят все границы, надвигается новая угроза – чудовище Думсдэй.
Киноленту Зака Снайдера можно рассматривать под двумя ракурсами: как сиквел «Человека из стали» и как перезапуск фильмов о Бэтмене. Забегая вперед, можно смело утверждать – будет и еще продолжение. Создатели вряд ли остановятся на одном фильме о Темном рыцаре с новым составом. Да и немало моментов картины указывают на разработку новых фильмов. Но стоит ли это делать?
Несмотря на размах фильма, в особенности щедрые спецэффекты (бюджет картины составил 250 млн долларов США), содержание его хромает. 80% ленты – это погони, сцены боя и красивое разрушение только отстроенного города (в который раз), остальные же 20% – подготовка к схватке. Чем дальше в лес, тем больше крови. Интересная на первый взгляд идея противостояния двух супергероев на деле оказалась не более чем дракой в два с половиной часа. В какой-то момент ловишь себя мысли, что взираешь на экран глазами усталого Бена Аффлека.
Кстати, откуда этот «фирменный» взгляд взялся. Еще в сентябре прошлого года на собрании инвесторов глава Warner Bros. Кевин Цутжихара прокомментировал выбор Аффлека на главную роль: «Бен идеально подходит для видения персонажа, которое есть у Зака [Снайдера] (Прим. автора). Бэтмен у него – это своего рода усталый, вымотанный и зрелый персонаж. Он уже давно на своем посту». И хотя такой образ был изначально задуман, на пользу он фильму не пошел. Явно безразличие и апатия главного героя вгоняет в тоску. В то время как у Супермена лицо кривится от боли и страданий, Бэтмен… просто занимается своим делом.
Сам Аффлек в одном интервью заявил: «Идея в новом Бэтмене заключается в том, чтобы не пытаться соревноваться с Бэтменом Кристиана Бэйла и Кристофера Нолана, но при этом существовать в рамках канона». Однако, хоть соперничать он и не пытался, а сравнение с «Темным рыцарем» Нолана все равно напрашивается. У Бэйла Бэтмен был моложе, подвижнее и, если честно, интереснее. Версия Аффлека скорее похожа на Темного рыцаря Нолана 10 лет спустя – уставший и отходящий от дел мститель в маске.
Генри Кавилл, уже снявшийся в роли Супермена в «Человеке из стали», немного сдал позиции. Как и Бэтмен, Супермен ведет двойную жизнь и его второе лицо – это Кларк Кент, репортер газеты «Daily Planet». И если у «летучей мыши» два воплощения одного человека отличаются друг от друга, то герои Кавилла на протяжении всего фильма так и не смогли убрать скорбное выражение с лиц. Груз ответственности за сохранность человечества, давивший еще с первой части фильма, в этой ленте окончательно раздавил обоих персонажей.
Единственной отрадой картины стал харизматичный Джесси Айзенберг. Его Лекс Лютор – невротичный, но гениальный злодей, который, невзирая на свою жестокость, не может не нравится зрителю. Все – от мимики до жестов – работает на создание цельного и правдоподобного образа. И отдельное ему «спасибо» за колоритно обритую для роли голову. Остается замереть в надежде на дальнейшее участие Айзенберга в следующих частях фильма (если таковые все же будут).
Долгожданный фильм в итоге не смог оправдать ожиданий: либо мы слишком многого ждали, либо у картины и правда есть серьезные недостатки. В любом случае после выхода из кинозала не возникает желания бежать в кассу за новым билетом, чтобы пересмотреть «Бэтмена против Супермена» еще раз. Что ж, подождем выхода следующих частей. Возможно, они произведут большее впечатление.