Строительство новой сцены «Геликон-оперы» в охранной зоне Москвы, прерванное пять месяцев назад из-за протестов организации «Архнадзор», будет возобновлено. «Труд» считает, что конфликт не решен по закону, а лишь отодвинут по воле двух вице-мэров.
Решение принято в среду на Общественном градостроительном совете при мэре Москвы. Еще в 2002 году Москва решила реконструировать ту часть усадьбы, в которой находился камерный зал «Геликона» с сооружением в его дворе большой сцены. Реконструкция «Геликона» началась в 2007 году — проект предполагал реставрацию основного здания усадьбы княгини Шаховской с залом на 200 мест, перекрытие двора атриумом и сооружение там зала на 480 мест.
Однако в октябре 2010 года работы были прерваны и.о. мэра Владимиром Ресиным. Повод — протесты общественной организации «Архнадзор», ведь комплекс усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых еще указом президента Ельцина был отнесен к памятникам федерального значения. Строители возражали: в президентском указе назван адрес Большая Никитская, 19/13, а это только часть бывшей усадьбы — сейчас здесь находится Театр Маяковского. Но «Архнадзор» подчеркивает, что в экспликации президентского указа дано пообъектное описание именно всей усадьбы.
Расчищая площадку под будущий зрительный зал, строители уничтожили значительную часть дворовых строений, в том числе так называемую циркумференцию — П-образное здание со скругленными углами, примыкающее к главному дому и образующее пространство двора. Сейчас команда Моспроекта-4 согласилась воссоздать внутреннюю стену циркумференции, которая станет стеной зрительного зала, и сохранить фасад единственного уцелевшего флигеля. Этот вариант и был заслушан на Общественном градостроительном совете. После выступлений как сторонников строительства (среди них — руководитель Театра Наций Евгений Миронов и ректор ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева), так и противников, два вице-мэра — Людмила Швецова и Владимир Ресин — заявили, что театр нужно строить там, где он строится.
Из этой истории можно сделать два вывода. Первый: с точки зрения театра принятое решение можно лишь приветствовать. Второй вывод менее радостен: нынешний градостроительный совет не имел права обсуждать проблему, поскольку градостроительством нельзя заниматься в охранной зоне. Логично предположить, что сперва тему должен был обсудить общественный совет по наследию, но такового при московском правительстве нет.
Так, может быть, нужно создать этот совет? В спорных случаях, подобных нынешнему, он мог бы рекомендовать исключить какие-то исторические объекты из состава памятников, если их реконструкция и последующее использование может принести больше общественной пользы, чем их сохранение в первозданном виде. Но все должно быть по закону. С одной стороны, трудно не согласиться с Кариной Мелик-Пашаевой, сказавшей, что театр с мировым именем ценнее нескольких неказистых флигелей с осыпающимся кирпичом. С другой стороны, закон един для всех, и где гарантия, что после нынешнего прецедента не начнется массовая атака на другие памятники? Причем со стороны людей, имеющих гораздо менее возвышенные цели, чем строительство «Геликон-оперы».
Мнения
Дмитрий Бертман, руководитель «Геликон-оперы»: «Жить во временном помещении больше нет сил»
— Четыре года работаем на временной сцене, и дальше так существовать нет сил: на 450 человек — две гримерные комнаты без душа. А на днях получили из дирекции высотных зданий новые предписания по правилам прохода в помещение: все, в том числе зрители, должны предъявлять паспорт и заполнять подробную анкету. Это же абсурд! Речь идет о самом существовании театра.
Рустам Рахматуллин: координатор «Архнадзора»: «Большую сцену надо строить на свободном участке»
— Предлагаем продолжать сооружение малой сцены театра в главном здании усадьбы, разрушенные части которой нужно воссоздать в историческом виде. Большую же сцену строить на свободном участке — их после отмены ряда инвестиционных проектов немало. Ближайшая яма, пустующая 15 лет, — в 500 метрах на другом конце Калашного переулка на Арбатской площади.