Сегодня на «Мосфильме» в очередной раз будет вручена премия «Золотой орел», идеологом которой является Никита Сергеевич Михалков. И со сцены по сложившейся уже традиции прозвучат уверения, что это самая главная и престижная кинонаграда в нашей стране. Но летает этот «орел» низенько-низенько...
Эта премия давно заслужила звание карманной, поскольку с самого начала была ориентирована на то, чтобы не оставались незамеченными фильмы самого Никиты Сергеевича и его ближнего круга. Торжеством этого непоколебимого принципа стало присуждение в 2008 году аж 16 «Золотых орлов», которые были спешно отлиты для фильма Михалкова «12» (что вызвало бурю иронических комментариев в прессе).
На этот раз эпопею «УС-2» Михалков благоразумно решил на премию не выдвигать — надо думать, ввиду ее провала у критиков и зрителей. Но и без «великого фильма о великой войне» шорт-лист «Золотого орла» вызывает недоумение. Так, среди номинантов не значится главный фильм года — «Фауст» Александра Сокурова, завоевавший «Золотого льва» в Венеции. Нет в списке и таких известных лент, как «Жить» Василия Сигарева (гроздь призов на европейских фестивалях), «Я буду рядом» Павла Руминова (Гран-при «Кинотавра»), «В тумане» Сергея Лозницы (приз ФИПРЕССИ в Каннах). Нет нашумевших фильмов «Конвой» Алексея Мизгирева, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, «Измена» Кирилла Серебренникова, «Рассказы» Михаила Сегала...
Что же вместо них? Средненький «Шпион» дебютанта Александра Андрианова (зато произведен на михалковской студии «ТРИТЭ»). Фильм «Высоцкий. Спасибо что живой», вызвавший резкую критику, в том числе со стороны вдовы барда Марины Влади и друга Высоцкого Станислава Говорухина, назвавших ленту аморальной. Но за «Высоцким» — фигуры, с которыми даже Михалков хочет дружить. И еще — полный матерной лексики и злачных деталек «Духless» Романа Прыгунова, который журналисты сразу же переименовали в «Тухлесс». Но одним из продюсеров фильма выступил Федор Бондарчук, входящий в круг поддержки Михалкова... Принцип «свой — чужой» вновь переплюнул творческие критерии.
Из действительно серьезных картин в номинанты попали только «Белый тигр» Карена Шахназарова — эта мистическая военная драма представляла Россию на «Оскаре» — и «Орда» Андрея Прошкина — серебряный призер ММКФ. Эти замечательные фильмы, надеюсь, поборются между собой и завоюют «Золотых орлов» в главных номинациях. Но и волей-неволей поднимут престиж других финалистов — «Шпиона», «Высоцкого», «Духless», находиться с которыми в одной компании им вообще-то не пристало.