ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАКИНУЛО УДОЧКУ

Вчера правительство обсудило проблемы рыбохозяйственного комплекса. Глава рыбного госкомитета Андрей Крайний пообещал построить и модернизировать около 500 судов, чтобы через несколько лет выйти в Мировой океан, поставить и реконструировать 90 рыбоводных заводов. На выполнение целевой программы (проект ее концепции уже разработан) ведомство просит 61,6 миллиарда рублей, в том числе - свыше 32 миллиардов из федерального бюджета.

Несмотря на то что Россию омывает несколько морей, рыбы россияне потребляют в шесть раз меньше японцев и почти в пять раз меньше норвежцев. С 1991 по 2002 год объем добычи водных биоресурсов в России снизился более чем вполовину - с 6,9 миллиона тонн до 3,3 миллиона, а в Мировом океане, где основные запасы рыбы, почти на 70 процентов. На морально устаревших и изношенных судах далеко не уплывешь, а износ флота составляет 68 процентов. Как заявил "Труду" ведущий научный сотрудник ВНИИ экономики рыбного хозяйства Юрий Бобылов, новый высокооснащенный траулер заграничной постройки стоит 30-40 миллионов долларов. И даже если покупать по 100 судов в год, на обновление флота потребуется не один десяток лет. А пока наш флот пополняется главным образом побывавшими в употреблении иностранными посудинами, у половины из которых срок службы превышает 15-20 лет. Новых судов за 5 лет куплено лишь 26, из них 18 - маломерные.
Другая проблема - рыбное ведомство не первый год предлагает упростить порядок оформления отечественных судов в наших же портах. Вчера на эту тему высказался и премьер-министр Виктор Зубков:
- Сегодняшние процедуры просто парадоксальны, - заявил он, - на одно судно приходится около 20 проверяющих, которые не ценят ни свое, ни чужое время.
К этому следует добавить, что представители проверяющих структур (таможенники, пожарные, сотрудники СЭС, Роспотребнадзора и т. д.) еще и поборами с судов занимаются. Поэтому вот уже много лет наши рыбаки либо продают улов иностранным судам прямо в море, либо везут рыбу к чужим берегам. Корреспондент "Труда" лично наблюдал, как российское судно разгрузилось в одном из датских портов, рядом с которым стоит мощное рыбоперерабатывающее предприятие. Кстати, производственные мощности наших консервных заводов задействованы на 44 процента, а коптильные и морозильные - на четверть.
Как стало известно "Труду", недавно дальневосточные рыбаки написали премьеру, что в регионе могут обанкротиться все рыболовецкие компании, поскольку на берегу остро не хватает пунктов пограничного контроля. Береговая линия - три тысячи километров, а портов с погранконтролем по пальцам пересчитать: Владивосток, Находка, Южно-Сахалинск. Некоторые суда делают крюк в тысячу километров, чтобы легализоваться на родном берегу.
Не забудем и о налогах: у рыбаков они вдвое выше, чем у аграриев. Традиционно считалось, что рыбу можно продавать за рубеж за валюту, поэтому отрасль от налогов не обеднеет. Зато теперь рыба на наших прилавках все чаще импортного производства. Как уточнил для "Труда" президент Всероссийской организации рыбопромышленников и экспортеров Юрий Кокорев, импорт составляет уже свыше 40 процентов - в год завозим более 1 миллиона тонн чужой рыбы.
Есть мнение - создать ОАО "Росрыбфлот", а Виктор Зубков предложил сформировать правительственную комиссию по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Эксперты говорят, что, если это будет комиссия постоянная, а не временная и в отрасль действительно придут бюджетные деньги и инвестиции, тогда, возможно, и рыбаки в Мировой океан со временем выйдут, и рыбокомбинаты на берегу заработают.