Среди череды предновогодних музыкальных событий одно выделилось не громкостью, но гармонией и добрым смыслом. Возникшая в 2015 году Ассоциация музыкальных критиков Москвы явила первые в своей истории награды – пианисту Люка Дебаргу и музыкальному ученому Полине Вайдман.
Это произошло в два декабрьских дня подряд. Во вторник 22-го в Доме музыки давал концерт молодой французский пианист Люка Дебарг, которого можно назвать новым Ваном Клиберном. До лета 2015 года о скромном парижском юноше знали только его близкие люди и педагог, воспитанница Московской консерватории Рена Шерешевская. После XV конкурса Чайковского о приверженце редкого сегодня романтического стиля игры и продолжателе русских фортепианных традиций заговорил весь музыкальный мир. А у публики, несмотря на «всего лишь» четвертую премию от официального жюри, утонченный Люка стал безусловным любимцем.
Автор этой заметки тоже голосовал за приз Люке Дебаргу (слева). Фото Аллы Буловиновой
И это настроение с редким единодушием поддержали музыкальные критики. На церемонии закрытия крупнейшего в мире музыкантского соревнования был оглашен и специальный приз нашей, тогда только создавшейся Ассоциации. Не денежный – больших денег у музыкальных журналистов нет, но такой, что для настоящего музыканта дороже любой денежной суммы: сольный концерт в Москве. И вот теперь обаятельный гость из Франции, который говорит, что мечтал бы жить в России – стране, где каждый ребенок имеет возможность получить музыкальное образование (во Франции, по его уверению, такого нет), смог получить награду – и одновременно отдать ее нам, слушателям. В его исполнении прозвучали Ля минорная соната Моцарта, Четвертая баллада Шопена, «Мефисто-вальс» Листа и его собственная, трогательно соединяющая традиции Дебюсси и Рахманинова Виолончельная соната (с участием виолончелиста Себастьена Юрто). Искренность и незамудренность трактовок, даже несмотря на некоторые технические «недолеты» в Листе, и на этот раз завела зал до точки кипения. А сыгранный на бис «Лебедь» Сен-Санса – интеллигентно-проникновенный у Себастьена и мило-домашний у Люки (по-моему, он музицировал по слуху, с забавной отсебятиной) заставил всех добродушно расслабиться.
А в среду 23 декабря Ассоциация музыкальных критиков огласила имя человека года. Это произошло на сцене Геликон-оперы, перед премьерой спектакля «Евгений Онегин». Руководитель театра, режиссер Дмитрий Бертман, назвав музыкальных критиков «замечательными людьми, которых осталось очень мало, но они продолжают бой за музыку и культуру», предоставил слово двум известным московским журналистам Петру Поспелову и Юлии Бедеровой. А те сперва рассказали о конкуренции в шорт-листе, куда вошли оперы «Сатьяграха» Филипа Гласса (первая постановка в России в Екатеринбургской опере), «Тангейзер» в Новосибирской опере, столичный фестиваль камерной музыки «Возвращение», пермский хор Musica Aeterna под руководством Теодора Курентзиса и дирижер Владимир Юровский – автор цикла концертов, посвященных 70-летию окончания Второй мировой войны. Ну а затем позвали на сцену победителя – и согласитесь, при всей остроте конкуренции такой выбор трудно оспорить. В год 175-летия Чайковского за подготовку и выпуск первых томов впервые (!) выходящего в нашей стране Полного собрания сочинений великого композитора личностью года названа Полина Вайдман.
Известный всему музыкальному миру человек, ведущий научный сотрудник музея Петра Ильича в Клину, Полина Ефимовна полвека посвятила изучению текстов Чайковского и восстановлению их подлинного, очищенного от позднейших искажений вида. Ведь даже хрестоматийный Первый концерт мы знаем не в оригинале, а в обработке Александра Зилоти. Кстати, всех интересующихся Полина Ефимовна зовет на свою лекцию в «Геликон-опере» 19 января, после которой с участием пианиста Андрея Коробейникова обретет звучание только что изданная партитура Первого концерта. Настоящего, от Чайковского, а не его переписчиков.