Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил журналистам, что теперь у российских следователей появились доказательства того, что к крушению «Боинга» «Малазийских авиалиний», упавшего 17 июля на территории Донбасса, причастны не российская сторона и не донецкие ополченцы, а украинский штурмовик Су-25, - сообщает «Интерфакс».
«Следователи не стали оттягивать допрос, и вчера вечером им удалось встретиться с украинским военнослужащим, который подтверждает, что добровольно покинул воинскую часть и перешел на территорию РФ», - рассказал Маркин.
«Оказался не в то время и не в том месте»
Имя человека, которому представители прессы, не сговариваясь, дали прозвище «секретный свидетель», по-прежнему не разглашается, чтобы обеспечить информатору безопасность. Сотрудники СКР присвоили источнику псевдоним. Из его показаний, по свидетельству Маркина, следует, что «самолет «Боинг-777» рейса МН-17 мог быть сбит 17 июля текущего года боевым самолетом Су-25 ВВС Украины, пилотируемым капитаном ВВС Украины летчиком Волошиным».
Информатор рассказал, что он служил на аэродроме, дислоцированном в районе Днепропетровска. Именно с этого аэродрома, по его словам, и был осуществлен боевой вылет «сушки». Украинец утверждает, что лично видел, как самолет Волошина перед вылетом снаряжали ракетами «воздух-воздух» типа Р-60. В обычных условиях, - подчеркнул свидетель, - Су-25 при осуществлении боевых вылетов такими ракетами не снаряжались. «Как рассказал свидетель, в подобном снаряжении самолетов просто не было необходимости, так как у представителей народного ополчения на вооружении нет авиации», - пояснил Маркин.
Вместе с Волошиным с аэропорта вылетели еще два штурмовика. Однако в ходе полета два из трех самолетов оказались сбиты. Третий же, самолет Волошина, вернулся на аэродром, однако ракеты в его снаряжении уже отсутствовали. На это, по словам секретного свидетеля, он сразу обратил внимание.
Сам пилот, по утверждению информатора, был «очень напуган». Тогда же свидетель услышал, как Волошин произнес в беседе с сослуживцами сначала фразу: «Самолет не тот», а затем - «Самолет оказался не в то время и не в том месте».
По мнению информатора, летчик, на глазах у которого могли погибнуть двое сослуживцев, мог в ходе полета впасть в неадекватное состояние.
Свои показания, - сообщил Маркин, - свидетель излагал четко, не путаясь. Позднее представители СК провели проверку на полиграфе, результаты которой окончательно убедили их, что сведения нового информатора правдивы.
Версия о «сушке» подтверждается
Сообщенные украинцем факты, подчеркнул представитель СК, чрезвычайно ценны для следствия. Очень важно и то, что они совпадают с данными, полученными следователями из других источников. «В частности, из показаний ряда свидетелей, граждан Украины, проживающих в районе падения «Боинга-777», следует, что незадолго до крушения они видели в небе в непосредственной близости от пассажирского лайнера военный самолет, - напомнил Маркин.
Об этом же, - отмечают обозреватели, - говорили и российские генералы на брифинге, проведенном 25 июля, спустя неделю после крушения «Боинга». В частности, начальник Главного оперативного управления Генштаба, генерал-лейтенант Андрей Картаполов в ходе беседы с журналистами заявил: «Российские средства контроля воздушной обстановки 17 июля, в день крушения малайзийского Boeing на Украине, засекли в направлении гражданского самолета набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно, Су-25. Этот самолет способен подниматься на высоту 10 тысяч метров и может уничтожать с помощью ракет Р-60 воздушные цели в радиусе 12 километров, гарантированно - на расстоянии до 5 километров. Удаление военного самолета от Boeing составляло от 3 до 5 километров».
Таким образом, - подытожил Владимир Маркин, - показания секретного свидетеля «являются не единственным, но очень важным доказательством того, что к крушению «Боинга» причастны украинские вооруженные силы».
В настоящее время, добавил Маркин, следствие решает вопрос о предоставлении свидетелю государственной защиты: в ведомстве полагают, что ему может угрожать опасность. Что же касается данных о крушении, то, по словам официального представителя СКР, ведомство продолжит собирать и анализировать их, и «если представители международной комиссии, расследующей эту авиакатастрофу, на самом деле заинтересованы в установлении истины и обратятся к нам, мы готовы предоставить все имеющиеся материалы».
Информация о «секретном свидетеле» по громкому делу впервые появилась в прессе в ночь на 23 декабря. Украинский военнослужащий дал интервью газете «Комсомольская правда», рассказав о происшествии на днепропетровском аэродроме. На следующий день Владимир Маркин заявил, что опубликованной информацией заинтересовались представители СКР, ведущие уголовное дело о применении запрещенных средств и методов ведения войны, и, связавшись с изданием, запросили контактные данные свидетеля, чтобы в ближайшее время его допросить.