Уходящий год был удачным для нашего кино. Призы в Каннах, Венеции, Токио, Карловых Варах, Риме, Котбусе, Марракеше (далее везде) — такое не каждый год случается! И пусть «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах мы не сорвали, но «Левиафан» Андрея Звягинцева вошел в предварительный шорт-лист номинантов на «Оскара», попал в заветную пятерку «Золотого глобуса», и это дарит нам нешуточные надежды. Другое дело, что до российских экранов «Левиафан» пока не доплыл, барражируя в европейских и мировых водах. Премьера фильма в России намечена на 5 февраля, и потому десятку лучших фильмов года я составил без учета «Левиафана».
1. «Испытание» Александра Котта
Бессловесный фильм-притча о том, как земной рай, обнаруженный режиссером в забытых Богом казахстанских степях под Семипалатинском, в одночасье оборачивается ядерным апокалипсисом. На мой вкус, это безупречно задуманный и виртуозно снятый фильм, своего рода камерный минималистский шедевр. Не случайно «Испытание» завоевало порядка 20 призов на фестивалях, включая Гран-при на «Кинотавре» и два приза на крупнейшем в Азии Токийском киносмотре.
2. «Да и да» Валерии Гай Германики
Радикальное высказывание нашего самого радикального режиссера о загадках и странностях любви, о тупиках и тайнах творчества, о засасывающем болоте богемы и трудностях душевного взросления. Обилие матерной лексики и шокирующих сцен на грани (порой даже за гранью) вкуса помешало полноценному прокату этой жесткой, талантливой, провокативной ленты. Три приза на ММКФ, в том числе за лучшую режиссуру.
3. «Девять дней и одно утро» Веры Сторожевой
Приезд бывшей россиянки, а теперь французской модели на родину оборачивается тонким иносказанием о встрече России и Европы, их взаимопритяжении и отталкивании. Гран-при фестиваля «Московская премьера».
4. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского
Полудокументальный и поэтичный рассказ Андрея Кончаловского о людях русской провинции, оторванных от цивилизации, брошенных на произвол судьбы государством, но, кажется, не осознающих драматизма своей судьбы и даже по-своему счастливых. Жюри Венецианского фестиваля не заметило очевидных, на мой вкус, «швов» между игровой и документальной стихиями фильма и присудило Кончаловскому приз за режиссуру. Он его заслужил — если не этой работой, то всем своим творчеством.
5. «Дурак» Юрия Быкова
Страсти вокруг готового рухнуть старого дома, через который уже прошла трещина, становятся в фильме метафорой современной России. Давно задуманное, не лишенное открыто публицистических, а то и плакатно-гротескных красок, это кино оказалось весьма актуальным в наши дни. Три приза в Локарно и награды на фестивалях в Сочи, Минске, Варшаве:
6. «Сын»
Авторский фильм Арсения Гончукова, независимого режиссера и продюсера, снимающего кино на свои деньги.
Горькая, пронзительная и страшная история об удушающих объятиях сыновней любви. Некоторая замедленность, монотонность этого черно-белого фильма не помешала ему завоевать Гран-при фестиваля «Окно в Европу» и стать участником Монреальского фестиваля.
7. «Класс коррекции» 25-летнего Ивана Твердовского
Едва ли не первое кино о жизни детей-инвалидов. Сделанное к тому же с неподдельной человеческой теплотой и тонким юмором, хотя финал истории вызывает ряд вопросов к сценарию. Тем не менее фильм завоевал более 25 призов на всевозможных фестивалях — своего рода рекорд!
8. «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой
Полная какого-то щенячьего восторга перед жизнью, легкая и очаровательная картина о пробуждении женственности, о первом томлении плоти, о взаимоотношениях отцов и детей. Лента победила на фестивале русского кино в Варшаве, была премирована в Сочи, Онфлере, Женеве, хотя глубины авторского высказывания ей порой и недостает. Но это дело, надеюсь, наживное. Ведь ее автору, очаровательной дебютантке Нигине Сайфуллаевой нет еще и 30 лет.
9. «Братья Ч»
Кинематографический дебют известного театрального драматурга и режиссера Михаила Угарова по сценарию Елены Греминой.
Наполненный светом, солнцем, любовью один день из жизни молодого Чехова, в котором авторы пытаются (и небезуспешно) разглядеть черты будущего гения. Прекрасный актерский ансамбль, блестящая операторская работа. Призы на фестивалях «Зеркало», «Амурская осень», «Восток-Запад».
10. «До свидания, мама»
Основная сюжетная коллизия «Анны Карениной» тактично и бережно пересажена драматургом Василием Сигаревым и режиссером Светланой Проскуриной на современную почву.
Главным персонажем в фильме стала не Анна, а Каренин. Мастерский, хотя и холодновато-отстраненный опыт актуализации классики. К сожалению, фильм несправедливо обошли вниманием на «Кинотавре». Возможно, поэтому не сложилась и его международная судьба.