Главная Культура 00:19 24 Ноября 2017 9409
Как же нам всем будет не хватать Хворостовского!

Великий певец сохранил безупречную интонацию на сцене и в жизни

Сергей Бирюков

Когда в октябре черной кляксой мелькнуло в интернете ложное сообщение о смерти Дмитрия Хворостовского, в голове (наверное, у очень многих) затеплилась наивная надежда: может, это к добру? Может, сработает давнее поверье: кого молва до срока похоронила, тому жить долго?.. Увы, не сработало: великого певца не стало спустя всего полтора месяца. В 55 лет, когда жизни человеческой, особенно такой насыщенной, должно еще оставаться очень надолго, и столько еще радости она могла доставить нам, его слушателям, и ему самому.

О Дмитрии Хворостовском будут, конечно, написаны многие книги, сняты фильмы, вдобавок к существующим. Уникальный баритон из Красноярска не просто спел практически всю мировую классику, выступил на лучших сценах мира, записал свыше 40 альбомов. Он создал свой собственный образ — артиста душевно глубокого, работающего на уровне ювелирной огранки музыки, человека не просто благородной, но рафинированной красоты — и внешней, и внутренней.

Наверное, и он делал в жизни ошибки, совершал ложные шаги — но их сегодня, по заведенному обычаю, не только не хочется вспоминать, они попросту не вспоминаются.

Зато вспоминается, как, победив в 1989 году на конкурсе в британском Кардиффе и получив доступ на все главные академические площадки мира, где отнюдь не русская опера правит бал, он взял на себя добровольный патриотический долг — стал преданным исполнителем камерной музыки Георгия Свиридова. Со всей молодой энергией и цепкой вдумчивостью (редкое сочетание вообще, а у вокалистов — особенно) пел его цикл на стихи Есенина «Отчалившая Русь». Помню премьеру этого исполнения в ломящемся от поклонников маленьком зале старинной московской музыкальной школы имени Мурадели, радостное лицо великого композитора, казалось, не верившего в реальность происходящего. Тогда, в середине 1990-х, в моде были совсем другие голоса, чистая русская романсовая интонация ХХ века оттеснялась на обочину концертного пространства. Хворостовский сделал, может быть, больше, чем кто-либо, чтобы она вернулась к широкой публике. Провез это сочинение через мировые гастроли, как он сам потом говорил, «имея стоячие овации даже в самых отдаленных нерусскоязычных уголках мира. Тогда «Русь» стала гимном, песней о нас, о нашей жизни, о поэзии, о природе, о будущем, о прошлом».

А блоковский цикл «Петербург», который до того зрел у Свиридова долгие два десятилетия, Георгий Васильевич посвятил Дмитрию. Великая честь — навсегда остаться в истории музыки ТАКИМ посвящением. Благодарный Дмитрий пел его и потом, много лет спустя после ухода автора. Перед одним из последних своих концертов в Москве, в Большом зале консерватории, признался: «Свиридов сыграл в моей жизни огромную роль. Эта музыка настолько глубока, что поверьте, она будет существовать и цениться еще много-много веков. «Петербург» я не пел давно, с прошлого столетия, когда, можно сказать, был другим человеком. И теперешний «Петербург» совсем другой. Мне очень хотелось показать московской публике, какой путь я с тех пор прошел, что пережил, какие мысли у меня появились. А также что изменилось в жизни вообще со времени Свиридова, со времени Блока... А может, и ничего не изменилось?»

Живя на Западе и сотрудничая со всеми ведущими мировыми оперными театрами, он никогда не прекращал работы на родине. Его «Риголетто» в Новой опере, за пультом которой стоял тогда ее основатель легендарный Евгений Колобов — большая страница в истории этого московского коллектива.

Еще одно неожиданное для многих отступление от оперного мейнстрима произошло в 2003 году: Хворостовский исполнил с Камерным оркестром России, а потом и записал программу военных песен. Тогда даже прожженные музыкальные критики признавались, что слушали знакомые с детства «Темную ночь» или «Эх, дороги» с мокрыми лицами. Хотя на самом деле секрет был прост: ничего не «изображать», а быть предельно точным, простым и искренним. Все остальное скажут трагическая музыка, гениальные стихи и непередаваемой красоты голос. «Военные песни я записал даже не столько для себя и, конечно, не для Америки, для которой советские песни — в определенном смысле еще один род «балалайки», сколько для русских людей, своих соотечественников всех возрастов, — говорил Дмитрий в опубликованном в «Труде» интервью Марии Бабаловой. — У меня есть ощущение, что в России эти песни должны обязательно звучать. Это наша история. Наша классика. Для меня, человека, родившегося через десятилетия после войны, это песни детства. Моя дань памяти людям старшего поколения. Прежде всего моей бабушке...» Провезя затем программ у по стране, признавался: «Когда пою, порой с трудом сдерживаюсь: комок к горлу подкатывает. Иногда мне даже кажется, что мой диск военных песен должен продаваться, быть может, с фронтовыми ста граммами...Пел в Волгограде на юбилее победы в Сталинградской битве и в какой-то момент почувствовал, что не могу справиться с собственными эмоциями... Петь перед ветеранами особенно трудно и ответственно. Они слушают со слезами на глазах, а потом с дрожью в голосе говорят, что твой концерт продлил им жизнь на несколько лет».

А вот наблюдение относительно перфекционизма Хворостовского. В июне 2013 года они с Анной Нетребко давали благотворительный дуэтный концерт на Красной площади. Понятно, у обеих звезд плотнейший график, на репетиции время крайне ограничено. Но было полное ощущение, что дуэт держится именно на Дмитрии: Анна буквально смотрела в рот партнеру — а его интонация была, как всегда, безупречна.

А какое великолепное чувство юмора, в том числе по отношению к себе самому —признак настоящего масштаба личности! Перед тем самым концертом в консерватории в январе 2015 года певец вспоминал Ирину Константиновну Архипову, чьей поддержкой очень дорожил:«В 1989 году в Кардиффе в романсе Рахманинова «В молчанье ночи тайной» я начал врать слова и искать глазами в зале, кто бы мог мне подсказать. Но у Архиповой было настолько непробиваемое лицо, будто совершенно ничего не произошло, так что я допел до самого конца, продолжая врать..."

Во время рассказа об участии в проекте Игоря Крутого «Дежавю», услышав вопрос журналистки «Лав радио» — его ли тело снято в клипе про казнь девушки-убийцы, расхохотался: ребята, какие вы смешные, это главное, что вас интересует?

Даже болезнь не могла сломить его. После оглушившей всех новости июня 2015-го об обнаруженной опухоли мозга певец взял паузу для лечения — но уже в сентябре вышел открывать сезон Метрополитен-оперы, да с какой ролью — графа ди Луны в «Трубадуре» Верди. Драматичнейшая, насыщеннейшая партия! Мир увидел эту работу благодаря прямой кинотрансляции. Невозможно было поверить, что поет и играет человек с таким страшным диагнозом. Всегдашняя страсть, победительный артистизм, бескомпромиссное сгорание на сцене... Только в двух моментах почувствовалось, что ситуация необычная: после первой арии певец замер со сжатыми кулаками, и вспыхнула овация — не такая, как после очередного успешного номера, а долгая, исступленная. Казалось, еще чуть-чуть, и сквозь плотно сомкнутые веки артиста просочится предательская слеза, совсем не нужная в этом демоническом образе... Сдержался — мужество не изменило ему и тут. А в конце на сцену посыпался град белых роз. Жест, вполне традиционный у нас, но совершенно не характерный для нью-йоркцев. В тот потрясающий вечер они, может быть, сами того не осознавая, приветствовали Дмитрия по-русски.

Уже, наверное, понимая, что чуда не произойдет, он не замыкался в болезни. Через месяц после того спектакля в Метрополитен дал в Москве концерт из серии «Дмитрий Хворостовский и его друзья» — со звездной латышкой Элиной Гаранчей. Вышел с кратким выступлением на сцену Геликон-оперы, чтобы разделить с ее коллективом радость открытия обновленного исторического здания. Рассчитывал в декабре 2016-го впервые в жизни спеть спектакль в Большом театре — «Дон Карлос» Верди, но запретили врачи. И все же успел еще выступить в России — 9 мая 2017 года повторил в Зеленом театре ВДНХ ту самую программу военных песен, 27 мая в День Санкт-Петербурга спел на Дворцовой площади, 2 июня — в филармонии родного Красноярска.

В эти дни из всех оперных столиц мира приходят голоса скорби. Иосиф Кобзон рассказал о последней воле артиста: быть кремированным и похороненном в двух городах — Красноярске и Москве. «Каким был, такое же оставил героическое завещание», сказал об оперном коллеге эстрадный баритон, не понаслышке знающий, что такое борьба с недугом.

А мне вспомнился еще один, совсем, казалось бы, малозначительный эпизод. Году в 2008 Хворостовский встречался с прессой по поводу, который сейчас уже не восстановлю в памяти, но тогда обратил на себя внимание какой-то особенно умиротворенный взгляд певца. На вопрос, откуда столько сияния в глазах, он ответил:

«Знаете, уже несколько недель не пою — приболел и наслаждаюсь покоем, общением с женой и детьми».

В такие моменты по-особому понимаешь, какое это тяжелое счастье — артистический успех...

А сейчас к этому пониманию примешивается еще одно: как же нам всем будет не хватать Хворостовского!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9353
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7054
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?