ЗА ГОД ТЮРЬМЫ - 6 ТЫСЯЧ ЕВРО

Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить компенсацию бывшему прокурору из Красноярска, отсидевшему срок за организацию убийства. Он требовал 290 тыс. евро за свои тюремные мучения, но суд решил, что экс-прокурор настрадал всего на 6 тыс. евро.

Бывший прокурор красноярской краевой природоохранной прокуратуры Александр Гришин жаловался на то, что за один год, проведенный им в красноярском СИЗО N 1, он перенес столько побоев и издевательств от следователей и сокамерников, что компенсировать их сможет лишь сумма в 290 тыс. евро. Экс-прокурор утверждал, что он получил травму мозга, несколько переломов и целый букет серьезных заболеваний, однако тюремные врачи отказывали ему в медицинской помощи. Это усугублялось невыносимыми условиями содержания в СИЗО, где зекам приходилось спать по очереди и страдать от полчищ тараканов и клопов. В итоге суд решил, что в отношении подследственного была нарушена статья 3 Европейской конвенции о правах человека - запрет на пытки и бесчеловечное обращение. Однако сумма в 290 тыс. евро показалась суду чрезмерной, а вот 6 тыс. - в самый раз.
Александр Гришин сидел в СИЗО с сентября 1999-го по октябрь 2000-го. Затем его освободили под залог, но в марте 2001 года вновь взяли под стражу: суд признал прокурора виновным в организации покушения на директора ювелирного магазина. Женщина-директор выжила, а прокурор получил 8 лет. В 2005-м Гришина условно-досрочно освободили. Почти все три года он провел в лагерной больнице, где и написал жалобу в Страсбург.
Теперь вынесено решение. Правда, доказать, что в СИЗО его били и не лечили, Александру Гришину не удалось. Однако суд приравнял к пыткам ужасные условия содержания. "Более года заявитель находился в переполненной камере с неадекватными санитарными средствами обслуживания, низким уровнем гигиены и недостатком дневного света и вентиляции", - говорится в постановлении суда.
В красноярском СИЗО-1 об этом решении уже знают, хотя официального уведомления еще не получали. Но местное управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) и краевая прокуратура несколько лет вели с Евросудом переписку, отвечая на его запросы и признавая, что условия в изоляторе действительно были далеки от идеальных. В частности, по европейским стандартам, на каждого заключенного в камере должно приходиться не менее 4 квадратных метров, а в СИЗО не было и двух.
"Но сейчас ту камеру, где содержался Гришин, не найти, все перестроено, появились новые современные корпуса с удобствами, - рассказал "Труду" помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека Александр Кузнецов. - Мы выдерживаем европейские нормы, хотя для сотрудников правоохранительных органов и раньше условия здесь создавались получше, чем для других. Грех было жаловаться".