Главная Культура 00:01 24 Октября 2014 3861
Казус Кончаловского

Новый фильм мастера вызвал споры

Леонид Павлючик

После премьеры на Первом канале фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» СМИ и социальные сети буквально взорвались противоречивыми оценками. Одни утверждают, что это — шедевр, фильм года, другие — что новая картина в биографии режиссера из разряда необязательных, проходных. В роли третейского судьи попробовал выступить кинообозреватель «Труда».

Скажу сразу: лично меня фильм «Белые ночи...» не восхитил, но и не возмутил. А оставил впечатление того, что после ряда показательных неудач («Глянец», «Щелкунчик») режиссер сделал достойную работу. При этом, она, на мой вкус, все-таки уступает лучшим произведениям мастера: «Дяде Ване» и «Дворянскому гнезду», «Романсу о влюбленных» и «Сибириаде», не говоря уже про «Асю Клячину», о которой, впрочем, разговор еще впереди...

На сей раз Кончаловский создал довольно редкий для современного российского экрана фильм, который находится на стыке игрового и документального кино. Но для самого режиссера это не стало открытием. Его новая картина продолжает линию, заявленную Кончаловским более 40 лет назад в «Истории Аси Клячиной». Тогда он провел удачный эксперимент по «сращиванию» игровой и документальной поэтики. Напомню, что режиссер поместил актрису Ию Савина в реальную деревенскую среду, и этот смелый по тем временам ход мог бы дать новый импульс развитию советского кино, которое зачастую было покрыто толстым слоем лакировочного глянца, если бы «Асю Клячину» на 25 лет не положили на полку...

Сегодня этот прием новаторским не кажется, и поэтому отчасти правы те противники фильма, которые говорят, что в «Белых ночах...» Кончаловский эксплуатирует однажды найденный прием и стиль. Вот и у меня нет чувства радостного удивления, что мастер нащупал некую новую для себя творческую жилу. Он просто достойно сделал то, что хорошо умел делать давно.

Из плюсов фильма я бы отметил нефальшивую, искреннюю интонацию, свидетельствующую о доверии режиссера к жизни, к ее шероховатой бытовой правде. Во-вторых, отсутствие натужного пафоса и неоправданной попытки создать на ровном месте кино «большого стиля», чем порой грешат другие режиссеры. Наконец, похвально скромный бюджет фильма («Щелкунчик», например, обошелся в 90 миллионов долларов), который, тем не менее, позволил режиссеру показать красоту и диковатое своеобразие русского Севера, где в глубоких водах озер, по преданию, еще водятся кикиморы, а в небе летают ракеты с расположенного неподалеку космодрома Плесецк. И в этой небесно-земной «вертикали» в ветхих, покосившихся избах живут своей естественной, трудной, нередко пьяной, вороватой, хотя и по-своему счастливой жизнью герои фильма, брошенные на произвол судьбы властью и государством, оторванные от цивилизации и духовных скреп.

Но при этом очевидные достоинства фильма оборачиваются и его недостатками. Строго говоря, документальный слепок реальности, который предъявил в фильме режиссер, изначально был лишен, как мне кажется, большого творческого «замаха», а тем более шекспировских страстей, на которые без должных оснований намекает финальный титр фильма. Ибо все, что мы увидели в игровой картине Андрея Кончаловского, можно легко найти в хорошем 30-минутном документальном фильме из программы фестиваля «Артдокфест», который ежегодно проходит в Москве.

Мне кажется, основная энергия режиссера ушла в поиски «смешанной» полудокументальной-полуигровой стилистики, и это оттеснило на второй план драматургию, разработку характеров, которые на экране остались всего лишь типажами, статистами. Это, увы, отчасти относится и к обаятельному почтальону Алексею Тряпицыну в роли самого себя. По сути, «Белые ночи...» — это «физиологический очерк» (был такой жанр в русской литературе), без больших претензий на «судьбоносное» высказывание. Но в рамках этого скромного жанра режиссер внятно сказал то, что хотел и считал нужным сказать.

Услышат ли его высказывание зрители? Судя по тому, что рейтинг фильма вошел в топ-10 Первого канала по итогам недели, маневр Кончаловского с показом «Белых ночей...» на ТВ получился вполне удачным. Хотя видевшие картину на большом экране Венецианского фестиваля говорят, что «ящик» убил половину обаяния «Белых ночей...». Не отсюда ли так много критических стрел в адрес фильма?

Да и, строго говоря, в кинематографическом мире так вообще-то не поступают. То есть, не отдают фильм сразу на ТВ, минуя кинопрокат. Мы часто ставим в пример Францию, на экранах которой примерно половину афиши занимают фильмы местного производства, и задаем себе вопрос, почему у нас доля российских картин в прокате столь невелика? Отвечаю. В частности, еще и потому, что во Франции фильм может появиться на телеэкране только через два года после проката. И это стимулирует зрителей ходить в кино. В самом деле, не ждать же годами, чтобы увидеть новинку, о которой все говорят.

А какой резон нашему зрителю, задрав штаны, бежать в кинотеатр, если «Почтальона Тряпицына» показали буквально через месяц после приза за режиссуру на Венецианском фестивале — при этом демонстративно минуя не только отечественные кинотеатры и фестивали, но даже пресс-показ для журналистов, премьеру в Доме кино. Напомню, что прокат замечательных фильмов «Остров» Павла Лунгина, «Елена» Андрея Звягинцева отнюдь не помешал последующему грандиозному успеху этих лент на экране ТВ. Так что, по-моему, неправильный пример подал коллегам президент академии «Ника» Андрей Кончаловский.

А если его почину последуют другие маститые режиссеры? С таким подходом доля российского кино в прокате, о которой на словах так пекутся Минкульт, Госдума и сами кинематографисты, у нас никогда не поднимется к отметке в 50 процентов. А так и застынет на нынешних неброских 18 процентах. А то и опустится еще ниже.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9461
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7159
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?